7 факторов просветления

Будда выделял семь факторов просветления, то есть качеств ума, которые ведут к осознанию взаимозависимого возникновения и прекращения страдания.

В Сатипаттхана-сутте они предстают как независимые характеристики наподобие статов игрового персонажа, а в Анапанасати-сутте — уже как последовательно развиваемые навыки.

Реальность — где-то посередине, то есть факторы просветления вполне можно развивать по отдельности, но если первые похожи на прокачку групп мышц, то последние — это уже сложные (умо-)двигательные навыки, требующие гармонично развитый ум под контролем передней поясной коры.

В качестве необходимого начального условия для абсолютно любого из факторов выступает мораль (шила) — без нее, как мы знаем, ППК просто не активируется, не заводится.

Первый фактор — осознанность. Внимание к телу, ощущениям в теле, уму, объектам ума. Майндфулнесс.

Вслед за ней легко развивать фактор «исследование», потому что после обнаружения процессов внутри себя естественным образом хочется узнать о них больше, что они такое, как работают и от чего зависят.

Третий фактор просветления — усердие. После того как становится примерно понятно, что и как на самом деле устроено в уме, и как возникает страдание, хочется его уже уменьшить и примерно проясняется, как это сделать.
На классических ретритах сразу начинают с этого фактора, осознанность понемногу подтягивается, а исследование в значительной степени игнорируется, но как видим, так тоже можно.

Четвертый — радость. Она возникает после того, как обдуманная и интенсивная практика медитации растворяет шаблоны негативного реагирования, и ранее заторможенный центр удовольствия активируется. Будда называет ее «надмирная радость», подразумевая, что она возникает как бы сама по себе, без связи с удовольствиями и приятными ожиданиями. Наоборот, желание ее испытать вновь резко снижает способности к медитации.

Пятый — спокойствие ума. Как и радость, это состояние уже не соответствует переживаниям, которые можно получить в обычной жизни. Это совсем другое спокойствие, чем расслабленность лентяя-рантье. Спокойствие развивается из радости потому, что оно видится более предпочтительным.

Шестой фактор просветления — собранность ума, т. н. ясное осознавание. Седьмой — невозмутимость. Это тоже состояния, которые не имеют аналогов, и они также, видимо, являются следствием внутренних процессов мозга, а не логики.

Вы можете заметить, что факторы с 4 по 6 соответствуют джханам со 2 по 4ю. Но если одни источники говорят что это так и есть, то другие пишут, что восторг-пити может возникнуть и до джхан, при этом сами джханы становятся доступны с развитием собранности ума, т. е. самадхи.

Практический смысл факторов просветления в том, чтобы понимать, что прокачивать, если прогресс не очень идет.

Фанаты Гоенки и Махаси, бывает, проходят по шесть десятидневных ретритов без результата. Учитель прокачивает у них усердие и осознанность, но без самостоятельно проводимого исследования, конечно, прогресса не будет. Когда я объяснил им про фактор исследования, было очень приятно смотреть на их радостные лица, что всё наконец-то получилось.

С другой стороны, осознанность+исследование могут родить усердие, спокойствие и собранность ума безо всяких многодневных затворов.

Если усердие не рождает радость, ничего страшного — собранность-самадхи позволит развить её «на обратной тяге». Кстати, помимо раннего пити-восторга она проявляется сукхой, т. е. более спокойным и всеобъемлющим состоянием, позже.