Что понимают в буддизме под привязанностью

Местами можно услышать в корне неверное суждение: «Будда учил разрывать привязанности. Подумайте, может у вас и не любовь вовсе, а патологическая привязанность?»

На самом же деле под привязанностью строго понимается связывание процессов ума в представление об едином Я. Есть отдельные восприятие, оценка, реагирование, и мы думаем, что вот это всё и есть Мы, Личность, отдельное Я.

Ну допустим. А разве так не есть на самом деле? Всё это происходит в одном и том же мозге, а наружу выходят черты этой и только этой личности. Педро да Сильва не может вести себя как Алевтина Гитиннэвыт.

— Да, не может. Будучи третьей стороной, мы можем воспринимать Алевтину и Педро как отдельные личности со своими характерами, но вот когда они сами так думают, то начинают систематически ошибаться.

Им ведь захочется считать своими только хорошие качества! В результате внутренне представление каждого о самом себе будет отличаться от того, что есть на самом деле, и чем дальше, тем больше.

Сохраняя привязанность к выдуманным образам себя, Педро и Алевтина неизбежно начнут страдать тем сильнее, чем больше эти образы отличаются от реальности. Например, если Алевтина считает себя красивой, то чем дальше она старится, тем труднее ей совмещать этот образ с реальной ситуацией. Если Педро предполагал, что к 45 годам станет миллионером, но только бухает в своей халупе, ему никогда не совместить образ Я с собой-реальным.

На самом деле, привязанности прорастают гораздо глубже. Чтобы не потеряться и грамотно работать над их прекращением, благ. С. Гаутама предложил разбивать личность условно на пять составляющих, и практиковать осознанность отдельно по каждой из них.

  1. Первичные ощущения (рупа, контакт с материей). Первичные ощущения («тонкие вибрации») не имеют характеристик. 
  2. Первичная оценка ощущений (ведана, гедонический тон) — приятное, неприятное, нейтральное. Болезненная привязанность к ведане — считать, что если что-то приятно, то это всегда так, и если что-то неприятно, значит, так оно и есть. Алевтина считает острую еду неприятной, а Педро — наоборот, очень приятной, зато ему не нравится тухлый копальхен.
  3. Концептуальное восприятие (санджня, распознавание образов). Всё наблюдаемое и мыслимое состоит из образов, если у нас нет для чего-то концепции, мы это, скорее всего, не заметим.
  4. Шаблоны реагирования (читта санкара или просто санкара, (дез)адаптационные схемы). Реагирование — это не только какое-то шаблонное действие (накричать на ребенка, ударить оскорбляющего), но и умственный процесс (ненависть к кричащим детям). Важно различать первичную оценку неприязнью и умственный шаблон негативного реагирования.
  5. Сознание (виньяна) — как раз то, что связывает воедино первые четыре части ума, и воспринимяется как «Я», «мой ум». Ошибкой является считать, что где-то в иллюзорном начале, какой-то точке сознания как раз и происходит всё то, что мы полагаем собой (см рисунок).
Группы привязанности

Разрыв привязанностей — это аналитический разбор происходящего в своем уме с целью понять, что

  • ощущения — это просто набор элементарных дхарм, не обязательно всегда теплое или шершавое
  • то, что нравится или не нравится — не обязательно таково, острое вполне можно есть, даже боль не обязательно неприятна
  • распознаваемое не обязательно должно распознаваться именно так, а не иначе. Связанный с ощущением образ вовсе не обязательно является наиболее верным. Обыватель видит в ките рыбу, современный биолог — парнокопытное млекопитающее, а Ахав — своего врага, Моби Дика. (Ахав страдает просто потому, что наделил неразумное животное человеческими качествами. Той же самой проблеме, получается, подвержены веганы)
  • вы не должны реагировать на события всегда определенным образом, иногда имеет смысл вообще не реагировать
  • нет отдельного Я; в видимом есть только видимое, в слышимом — только слышимое и т. д.: сознание состоит из 6 частей, отвечающих каждая своему чувству.

Как вы уже поняли, осознанность к ощущениям на теле быстрее всего пробрасывает на уровень разрыва привязанности к 1 и 2 уровням, осознанность к объектам ума позволяет разорвать распознавание и сознание. Випассана на дыхании и рутинных делах легче всего справляется с шаблонами реагирования.

Знание о том, как раскладываются динамические составляющие ума, и есть то, что в буддизме называют разрывом привязанностей, приводящим к прекращению страдания.