Брахмавихары - безмерные благие качества

Ранее мы обсуждали вопрос «Кто я такой и чего хочу?». Журнал Elle предлагает в поисках ответа стать стервозной эгоисткой и продолжать искать ответ (сам ответа не знает). Будда и другие авторитеты из разных школ, предлагают развивать брахмавихары.

У большинства на слуху метта: медитация любящей доброты. Сосредоточившись, желаем счастья сначала себе, затем близким и хорошим людям, затем всем остальным. Можно и не сосредотачиваться, а держать эту линию постоянно в обычной жизни. Если же качественно сосредоточиться в самадхи, концептуально разрушая сомнения одно за одним, то можно выскочить в т. н. джхану суттавады, пусть не столь мощную как классическая, но все равно более счастливую, чем всё, что вы испытывали до этого, продолжительную, однонаправленную и осознанную.

Концептуальная основа обычно необходима, чтобы обозначить, обосновать, подтвердить свое право на счастье себе и другим.
«А еще, например, я не могу быть счастлив, потому что должен кому-то обосновать свое право на это. — Не, не должен.»
«Слишком много плохого происходит со мной. — Разве я после этого я не могу быть счастлив? , или — Ну что-ж, это просто происходит»
«Я причинил много зла людям, — Это было ошибкой, мне стоит промедитировать свои мотивы, чтобы отлавливать их в момент возникновения»
«Как можно желать счастья Гитлеру? — Определенно, счастливый Гитлер не замутил бы всю эту свою дичь»

Создав возражения по всем вопросам, отпустите отвеченные вопросы тем же способом, которым отпускаете отвлечения в самадхи-випассане, после чего продолжайте медитацию.

Должен ли я буду, став добрым, тратить свои ресурсы — деньги, время — на тех, кто менее счастлив?
Обычно есть сомнения, что они от этого станут счастливее. Изучите вопрос, определитесь для себя, в каком виде помощь будет действительно продуктивной для них и наградой для вас. Например, отличный вариант такой помощи — создать успешную на рынке компанию, платить сотрудникам и делать для них ретриты. Трудно, но стоит того, ага.

Как вообще можно желать счастья мудакам, которые меня окружают?
Пусть хорошие люди будут счастливы рядом с вами. Пусть мудаки идут на*** и уже там будут счастливы. Ну или как-то еще. Уверен, вы сможете договориться с собой:)

Несмотря на то, что эти четыре качества называют безмерными (неизмеримыми), уровень влияния на окружающих через метту (посредством речи, микродвижений, выражения лица, задействуются зеркальный нейроны) может быть очень сильным. Однажды я видел, как высокоуровневый лама просто загипнотизировал своей меттой таможню, и его пропустили с неподходящими документами, радостно улыбаясь.

Остальные брахмавихары практикуются аналогичным образом. Есть описание в Брахмавихара сутте Палийского канона, есть подробное руководство в Висудхимагге.

Состадание и сорадование (каруна и мудита) — испытывание чужих эмоций как своих. Описание практики: https://buddhayana.ru/каруна-сострадание.html
Практика сострадания позволяет избавиться не только от жестокости, но и от тревожности и сентиментальности.
Неожиданное применение: можно построить очень крутую карьеру менеджера, если научиться пользоваться эмоциями начальства в качестве мотиватора. Вы будете делать гораздо меньше лишнего и при этом вас неосознанно запишут в число самых перспективных.
То же самое и таким же образом работает с детьми.

А я как-то раз проходил практику у врача скорой помощи Байдикова, который на чистой каруне был безмерно счастлив и выдавал двойной результат за смену, всем бы такими врачами быть.

Равностность и невозмутимость (упекка) — часто рекомендуют начинать с нее, а не с метты. Равностность встроена в медитацию осознанности, когда требуется на всё реагировать без влечения и отвращения.
Равностность борется не только с гневом и жадностью, но еще и с апатией и безразличием.
Когда у практика упекхи под домом появились трещины десятисантиметровой ширины и безмерной глубины, все очень переживали, а он просто сказал «Хм, это похоже на оползень». Затем приложил усилия для предупреждения и ликвидации последствий, не будучи истощенным эмоциями.

Ну вот, как-то так. Теперь понятно, что на вопрос «Чего я на самом деле хочу,? ,» можно отвечать «Счастья для всех живых существ!». Машина Шухарта может существовать. Если признать, что личность изменчива, то поставленная задача — хоть и сложна, но допускает непротиворечивые решения.