Сутра сердца праджняпарамиты

Сутра сердца очень ярко иллюстрирует отличие между махаяной и буддаяной (которой мы здесь придерживаемся).

Вслед за Лысенко, мне видится, что махаяна возникла как результат ломания оригинального учения, использующего прикладную философию, с помощью философии универсальной и неформальной.

Ломали долго, сотни лет. И взломали:) После чего начался период сект, потому что новые учения не соответствовали принципам работы мозга и, соответственно, уже не было единого общего результата, достигаемого опытным путем.

Праджняпарамита хридая сутра, Сутра сердца, считается одной из главных в махаяне, если не самой главной. Но на самом деле, эта сутра содержит только тантру, а тантра - только мантру. Такая вот вложенная мантрёшка.

При первом прочтении это выглядит как обычная каноническая сутра: встретились Шарипутра и Авалокитешвара, и второй поведал первому свое наблюдение, что воспринимаемое - непостоянно. Вроде, еще один текст об аничче, не?

Более внимательный анализ показывает, что это все-таки тантра, лично-преобразующая сказка. В Каноне есть Сарипутта, лучший ученик Сиддхартхи. Это тот же самый Шарипутра. Про него написано много, он умер раньше своего учителя, но ни разу не сообщал, что к нему приходила божественная Авалокитешвара. (Вариант что событие было на самом деле, но сын Сари ничего не рассказал, следует исключить, потому что Сарипутта был исключительно добродедельным монахом).

Таким образом, сутра оказывается тантрой. Как если бы к Энгельсу приходил архангел Джабраил и витиевато сообщил, что человек имманентно отчуждается от своего труда и собственности (что вроде бы Маркс уже говорил ему).

Сутью же тантры является мантра "гатэ, гатэ, парагатэ, парасамгатэ, бодхи, сваха" (примерно: дальше, еще дальше, просветление, ура). Её нужно много раз проговаривать словами и в уме, на языке оригинала, и язык знать не обязательно - тогда на тебя снизойдет мудрость в полном объеме. Надо понимать, что Авалокитешвара не говорил "Все этапы информационного метаболизма изменчивы по своей природе", он говорил именно "гатэ, гатэ, парагатэ, парасамгатэ, бодхи, сваха".

Подытоживая,
- в буддаяне есть концепция, согласно которой воспринимаемое, интерпретируемое и реагирующие процессы ума - непостоянны, и это следует понять на личном опыте, тогда страдание уменьшится (практика и прикладная философия)
- в махаяне благодаря унверсальной философии непостоянство начинает интерпретироваться как пустота, а концепция закладывается в мантру, та - в тантру, тантра - в сутру. Без правильного учителя не доберешься.
Это подтверждается следующей главной сутрой (алмазной), где говорится, что истина не может быть выражена словами.

Ну а нам-то с вами понятно, что даже если слова не полны, то какого-то приближения к истине достичь вполне можно, тогда как без слов эта задача сильно осложняется.