Опережающая осознанность по Канону

Главным, корневым источником знаний о медитации осознанности является Сатипаттхана-сутта из Палийского канона. Однако упомянутый там способ начала практики можно толковать в очень широких пределах. 

Там говорится* так: Скрестив ноги, держа тело прямым, установив осознанность впереди, он, будучи постоянно осознанным, вдыхает, будучи осознанным, выдыхает. Делая долгий вдох, он понимает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, он понимает: «Я делаю долгий выдох». Делая короткий вдох, он понимает: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, он понимает: «Я делаю короткий выдох». Он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать». Он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать».

Вот эта "осознанность впереди", трактуется двояко.
Интерпретация Гоенки: надо осознавать место входа воздуха в ноздри.
Хенепола Гунаратана: Будда имел ввиду, что осознавать надо раньше, чем появляется идея "Я вдохнул".

Увы, в оригинале не используется корень "атта" (который анатта - не-Я), так что понять, какая из интерпретаций правильная, трудно. Однако лично для себя на ретрите я однозначно выбрал второй вариант. Если осознавать объект медитации (не только дыхание, но и любой другой) ДО ТОГО, как возникает идея "я вдохнул" или "Я почувствовал", то устойчивость сосредоточения становится в разы сильнее, а внимательность - заметно более всеохватывающей.
Можно сказать так: не "я вдохнул", а "вдохнулось" - это и будет установлением осознанности впереди себя.

Следующий пункт про знание/понимание вдоха гораздо более очевиден, если не пытаться его никак интерпретировать. Не надо пытаться сосредоточиться на дыхании, не надо концентрироваться, не надо расслабляться, не обязательно погружаться во всё это.

Надо просто *знать*, что есть вдох или выдох и их характеристики. Знание/узнавание/понимание выступает как конечный адресат информации, которую поставляет бессознательный ум. После того как информация передана, она больше не нужна (это, видимо, и есть пресловутое *отпускание*). Посылка передана адресату, у почтальона больше ничего нет!

Тот же тип внимательности применяется и на отвлечения, именно поэтому они прекращаются. Если внимательности недостаточно, отвлечение возвращается. Значит, нужно больше внимательности, нужно развивать ее, увеличивать распознающую способность ума, тренировать переднюю поясную извилину, видеть больше деталей, видеть Три характеристики https://vk.com/wall-172715633_15123

Прекращение отвлекающей активности ума - это следствие правильной осознанности, нужно относиться к нему именно так, а не как к самоцели.

В процессе распространения внимательности на меняющиеся ощущения в теле во время дыхания новой информации становится очень много, сотни и тысячи ощущений в секунду. Параллельно внимательность развивается настолько, что становится способна переработать их все с полным исчезновением. При этом сенсорная активность никуда не девается, она лишь перестает быть инициатором отвлечения. Происходит возникновение-исчезновение в пределах ума, который четко *знает*, что все это именно в его пределах, а значит может управлять - например, полностью исключить страдание.

Внимание - конечный потребитель всей информации. Можно представить две аналогии:

1. Пасть. Вначале это щенок, который разбрасывает большую часть еды из миски. Вы постоянно направляете его голову на объедки, и он постепенно учится лучше захватывать еду - объекты наблюдения. Взрослый пёс (тренированная внимательность) жрёт мощно и слизывает все кусочки до мелочей. Он уверен в себе, активен и адекватен.

2. Начальник. Вначале сотрудники выкрикивают свои проблемы в мегафон и неопытный начальник бегает от одного к другому, решая их проблемы (начинающий медитатор и отвлечения). Но постепенно он вникает во все дела компании, дисциплинирует сотрудников, и те выстраиваются в очередь у его кабинета, заходя по одному. Он выслушивает их (медитация на объекты ума) и отмечает: "я вас услышал, я теперь знаю". Работа в фирме настолько хорошо устроена, что нет нужды ничего исправлять прямо сейчас, отчеты приходят вовремя, начальник их отмечает и в дальнейшем как-то корректирует работу компании (или нет, если в этом нет нужды). При этом мы понимаем, что в конечном варианте компания в разы эффективнее, чем в начальном.

* - https://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn10-satipatthana-sutta-sv.htm