Модель сознания в концентрации (самадхи)

Медитация концентрации (самадхи) - одна из двух видов медитаций в учении Будды (вторая - осознанность, випассана) и также одна из двух, эффективность которых подтверждена клинически. 

Типичная практика самадхи проста - медитирующий сосредотачивается на простом объекте, таком как дыхание, и удерживает на нем внимание как можно дольше. Отвлечения прекращаются быстро (обрубаются), и используются для усиления доминанты концентрации. Из ума исчезают все объекты кроме одного, но постепенно теряется и главный объект - остаётся чистая концентрация. 

Самадхи развивает способность концентрироваться, внимательность, собранность ума, личную убедительность, а ее основная задача - привести к состояниям медитативной поглощенности - джханам, джаннам, дхьянам. 

Продолжительная концентрация ума

Все, кто практикует в классической и тайской лесной традициях (то есть сначала развивает концентрацию, входит в состояние джхан и уже оттуда прокачивает наблюдательность-випассану), утверждают, что как ни старайся, но меньше 2-3 часов тотальной концентрации на объекте перед тем, как достигнуть первой джханы, пройти никак не может.

Казалось бы, если джханы — это тренируемые состояния ума, они должны достигаться просто по желанию, но вот же факт — два часа никак не сокращаются.

Модель сознания как временной дорожки прекрасно это объясняет. Нет никакой вязкости ума в отношении джхан — есть лишь необходимость заполнения концентрацией определенного промежутка времени, без разрывов и перерывов. Именно тогда, высветив большой период пустоты, некий древний и тупой участок (или сеть) в мозгу делает вывод, что всё настолько нормально, что тормозить центр удовольствия больше не нужно, и возникает длительное, всеохватывающее счастье.

Да, классическая джхана требует огромного массива практики концентрации, который возможен только в условиях монастыря. В городском быту она, по всей видимости, недоступна никоим образом — в городской жизни на киноленте сознания всегда будут разрывы. Но есть вполне доступные джханы суттавады, и главное, можно же делать випассану-осознанность и без концентрации-самадхи: там счастье возникает за счет обнаружения и прекращения страдания.

Если не ставить целью тотальную концентрацию, все равно есть способы использовать эффект заполненной дорожки — он будет тем или иным способом работать (далее немного иронично, но не без смысла)

Во-первых, это, конечно, медитация на визуальные и звуковые образы.
Все эти звуки «Ом», образы идамов, столбы света из макушки, так любимые нью-эйджерами, являются мощным подспорьем в концентрации. Они не приводят к джханам или прекращению страдания (так как не содержат способов исключить дофаминовое влечение — наоборот, такое влечение не имеет преград, чтобы прикипеть к медитациям на образы и воображение), но всё равно дают интересные эффекты.

Можно, например, создать в уме образы разных мистических существ, даже самому ощущать себя как часть этого существа, например клык Ганеши, гнев Симамуки или палец человека-паука. Такое переживание может казаться исключительно реальным, намного реальнее чем фильм в имаксе. Можно прокачивать не образы, а эмоции — например сексуальные переживания. Будет в разы круче чем обычно, хоть с партнером, хоть без него/нее:)

Вышеперечисленное подобно наркотику, поскольку не устраняет работу дофаминовой мотивации, а значит, не исключено, что со временем потеряет силу, заставит носить дреды, веганить, пытаться казаться просветленным и все такое:) Хотя может и нет, тут как повезёт.

В любом случае, осознанность даёт больше и при этом не меняет личность. Сопровождение вниманием объектов медитации и ума с пониманием трех характеристик точно также модифицирует дорожку сознания. Но вместо шаблонов реагирования — влечения, отвращения — пишутся первичные нейтральные ощущения. Страдания в них нет. Если же шаблон реагирования все-таки затесался, связанное с ним страдание записывается не как-то, по поводу чего нужно обязательно предпринимать действие или новую реакцию («как же всё плохо, надо валить отсюда»), а как еще один объект ума («возникло страдание, не привязанное к конкретному объекту; возникло побуждение о смене места жительства, не имеющее объективной причины»). Если причина прослеживается, медитатор разбирает ее, помня, что внешние события нейтральны, а страдание — это лишь реакция ума, пусть и не всегда поддающаяся контролю.