Три характеристики объектов ума: изменчивость, неподконтрольность, страдание

Есть такая шутка, что в Фотошопе должен быть один-единственный фильтр «Сделать зашибись». И пусть его пока не сделали, зато в уме каждого из нас можно запрограммировать такой фильтр для всего, и в на самом деле будет зашибись. Проверено благ. С. Гаутамой и многочисленными последователями.

Трилакхана — это и есть тот самый «фильтр мудрости», применяемый на всё воспринимаемое и мыслимое, именно он приводит к просветлению, прекращению страдания, а медитация осознанности — это наилучший способ его развить.

Считается, что воспринимая всё через призму Трех Характеристик, человек избавляется от изначальной глупости, приобретает мудрость и избавляется от страдания сансары.

Почему Непостоянство, Неудовлетворительность и отсутствие Я всегда идут вместе? Потому что одно тянет за собой другое, каждое из свойств неизбежно заставляет думать о двух других. Именно поэтому их всегда группируют. Иногда добавляют ниббану как их следствие или пустотность как состояние, которое может их объединить у продвинутого практика.

Трилакхана

Первым обычно развивается понимание непостоянства (аничча, анитья). Вдох и выдох приходят и уходят, ощущения на теле превращаются в сотни и тысячи кратковременных вспышек, мысли активируются и тут же гасятся медитативным вниманием. Всё возникает и исчезает. Затем приходит понимание, что непостоянна любая мысль и мыслимое. Да и в целом, непостоянна молодость, непостоянна жизнь, невозможно чем-либо обладать всегда.

Страдание (неудовлетворенность, неудовлетворительность, дукха, эффект дофаминовой системы) также обнаруживается как характеристика абсолютно всех мыслимых вещей и состояний (объектов ума). Она может прийти как следствие понимания непостоянства всего, так и независимо: вы можете обнаружить, что каждая мысль содержит то же самое ощущение, которое в значительно большем количестве генерирует физическая боль или тяжелая потеря.

Однако это не значит, что нужно избавляться от мыслей. Безмыслие = глупость. Единственный рабочий способ прекратить страдание — это знать о нем. Свойство направленной внимательности — прекращать процесс ума: он уже познан, он больше не нужен.

И, наконец, приходит знание отсутствия Я (анатта, анатман). Аничча подсказывает, что всё непостоянно, есть лишь бесконечно возникающий и исчезающий поток дхамм, среди которых также невозможно обнаружить своего субъекта, Я.

С другой стороны, мы вроде как считаем своим и собой то, что нам нравится — ну, а раз всё неудовлетворительно, значит нет оснований считать что-либо «своим», «собой». Всё неприятно и всё отбрасывается, Я тоже отбрасывается.

Эксперименты Либета/Хайнеса/Суна убедительно показывают, что думающий и решающий ум не являются сознанием, то есть то, что мы чаще всего пытаемся идентифицировать с точкой «Я», это просто наблюдатель, биограф самого себя, но не думатель и не деятель.

Три Характеристики для прекращения страдания

Осознание отсутствия Я значительно прекращает страдание, потому что нет того, кто страдает. Оно также подстегивает возможности управления психикой, потому что становится ясно, что кажущийся правитель таковым не является, да и вовсе отсутствует. Единственная свобода воли, которая нам доступна — это то, куда направить внимание.

Если высвечивать вниманием идею кукольного Я, которого все абьюзят, и оно в ответ должно выстраивать личные границы-клетку, получится букет проблем современного человека — неврозы, депрессии, тревожность. Если высвечивать возникающие-исчезающие безличные объекты ума, понимая, что на каждый из них дофаминовая система добавляет то или иное количество страдания, будет становиться легче.

Понимание не-Я никоим образом не отменяет идею личной ответственности. Иначе это походило бы на адвоката, произносящего «Подсудимый не хотел грабить потерпевшего, это сделал его мозг!».

Понимание Трех Характеристик в последовательных процессах работы ума (восприятия-распознавания-реагирования) — это как раз то, что называют обрывом привязанностей (а не необходимость рвать отношения с близкими!). 

Три Характеристики применяют на всё мыслимое, видимое, ощущаемое как во время медитации, так и при обычном, регулярном мышлении. Это несложно освоить, надо просто повторять (эффект будет при регулярной медитации).

Привычное Желательное
Я сильно страдаю В моем уме есть грандиозное страдание
Мне скучно В моем уме есть скука, как она меняется с течением времени?
Хочу это платье Радость будет недолгой, а потом снова возникнет страдание оттого, что у меня нет другого, более красивого платья. И предыдущее перестало нравиться…
Как же задолбала эта работа Страдание существует, вот же оно! Наблюдать.
Какая красивая девушка В моем уме возникла страсть, ок. Интересно, а как выглядит ее кишечник? А строит ли она личные границы?
Какая вкусная еда Хм, наверняка есть еще более вкусная. И еще. Но это зависит от изменчивой природы моего вкуса…

В таблице перечислены яркие дофаминовые эмоции, содержащие в себе шаблоны реагирования (на это реагировать отторжением, на другое — влечением). Понимание Трех Характеристик в первую очередь разрывает-растворяет их, а затем — представление о едином сознании (в видимом — только видимое и т. д.) и первичные ощущения-оценки.