Логика не-Я

**Вы не тот, кем себя считаете**

Доказательная логика нейробуддизма, пост 2/2
Предыдущий: https://vk.com/wall-172715633_9611

а) Если у множества явлений есть что-то общее, то при поиске их причины следует в первую очередь проверять это общее, скорее всего оно и является причиной (но нужно доказательство) . Если мы хотим влиять на эти явления, то также проще всего научиться это делать по единой общей схеме.

а) Если проанализировать список распространенных психологических проблем, то обнаружим, что они в основном собраны вокруг Я, Эго, представления о самом себе:
- когнитивные искажения - в значительном числе https://vk.com/wall-172715633_9278
- глубинные убеждения - на 100%
- шаблоны реагирования - вообще считаются главной характеристикой личности, а сорванные шаблоны создают одну из фундаментальных вещей в психологии - дезадаптационные схемы.

б) Будда (которого с предыдущей части считаем сильным авторитетом) указывает, что главный источник страдания связан с ложным видением Себя, и вводит доктрину анатмана, т.е. отсутствия, иллюзорности Я, которое необходимо постигнуть концептуально и через опыт медитации. Проработке отсутствия Я уделяется значительное внимание в монашеской практике, и адепты отмечают, что действительно, страдание существенно снижается, когда обнаруживается невозможность существования Я (еще говорят так: нет Я - некому страдать).

в) Западная психология придерживается альтернативных позиций: ценность личности, безусловный приоритет личных желаний (которые вызывают страдание), развитие личности, пирамида потребностей эго, подлежащая удовлетворению, и т.д. Если брать другие восточные доктрины, то там есть противоположная буддизму адвайта, где предлагается морфировать собственное Я в божественное и трансцендентное.

г) Так у нас появляются две альтернативы - развитие эго или обнаружение невозможности его существования (это точная формулировка, формулировки вида "уничтожение эго", "растворение эго" не являются верными)

д) На помощь приходят эксперименты по задержке сознания (Soon, Brass et al, 2008), согласно которым, сначала активность идет в областях мозга, ответственных за действие, а уже потом - в зонах, соответствующих сознанию, что явно противоречит здравому смыслу. Поэтому делается вывод, что каждая текущая мысль и действие не является продуктом сознания, а записывается в него бессознательным, т.е. сознание, Я в чистом виде не является деятелем и даже реагирователем. Иными словами, мыслимый Я-субъект, который выносит суждения, принимает решения и действует - это не тот субъект, которого мы считаем самими собой (см рисунок к посту).

е) Получается, сознание - это просто способ примерно мотивировать подсознание на определенные действия, причем не факт что они будут осуществлены.
Проверка: феномен прокрастинации - мы решили делать что-то одно, например писать отчет, а обнаруживаем себя за просмотром новостей.
Проверка2: в медитации возникают отвлечения, даже если мы изо всех сил пытаемся удерживать внимание на объекте.
Проверка3: невозможно сразу правильно выполнить движения, например, при обучении танцам или единоборствам, т.е. полностью под контролем сознания. Однако, когда они усваиваются бессознательным, то не просто делаются легко, но и со значительно большей скоростью, при этом мы продолжаем думать, что это тоже делаем мы, но если снова попробовать выполнять их под контролем сознания, они снова получаются хуже.

Вывод: Сознание, Я, Эго по сути является наблюдателем, а не деятелем, поэтому развитие техник наблюдающей осознанности и есть ключ к прекращению страданий. Осознанность обнаруживает как само страдание, так и все конфликты несоответствия реального Я придуманным образам Я, именно это является основой ее экспериментально подтвержденной высокой эффективности.

P.S. Из экспериментов Либета-Суна некорректно делать вывод об отсутствии свободы воли. Однако воля оказывается частью бессознательного, а не сознания, и сиюминутное воление не есть контролируемый акт, это ключевой момент в развитии силы воли.

P.P.S. Очевидно, никакой опасности потерять Я не существует, потому что само Я не может существовать, и одни лишь попытки его вообразить приводят к когнитивным искажениям, негативным глубинным убеждениям и дезадаптационным схемам.
Однако, страх потерять Я у многих людей есть, и он является значимым препятствием для психотерапии.

Я, который есть и Я, которого мы воображаем, но которого в действительности нет