Нейробуддизм - это буддизм? Сравнение с БТСР

Недавно в комментариях наезжали, мол какое право у вас называться буддизмом? Мол, хайпуете, а на самом деле обманываете людей, а буддизм - это духовные практики и религия, основой которой является вера в реинкарнацию.

На самом деле, у меня изначально не было цели спекулировать на буддизме. Для преодоления суицидальной депрессии мне подсказали пройти ретрит осознанности. Там со мной что-то случилось, что нельзя было объяснить простой игрой ума. Но учителя не смогли это объяснить на том уровне достоверности, который, например, необходим в доказательной медицине. Я долго искал ответы, а потом наткнулся на исследование, демонстрирующее, что страдание вызывается страстным желанием. И паззл наконец-то сложился.

Слово буддизм здесь возникает просто потому, что основанная на науке, логически складывающаяся концепция в ключевых моментах совпадает с учением Будды, и что честно и правильно - называть учение именем его первооткрывателя. Иначе был бы плагиат, а плагиат - это плохо. Моя мораль не позволяет такого, поэтому - ..-буддизм. При этом само собой разумеется, что если в чем-то наука пойдет в разрез с традиционным буддизмом, предпочтение будет без сомнений отдано научным фактам. Если таких фактов накопится столько, что это нельзя будет называть буддизмом, слово будет убрано из названия.

В комментариях оппонент дал ссылку на описание того, что есть буддизм по мнению авторитетного представителя тхеравады, которая считается наиболее адекватной репрезентацией оригинального учения Гаутамы Будды. https://www.theravada.ru/Teaching/Books/Some_Basic_Principles_Of_Buddhism/bodhi_some-basic-principles-of-buddhism-1-perera.htm

Рассмотрим нейробуддизм в отношении к перечисленным в статье критериям. Также включим в рассмотрение традиционный буддизм, который распространен в России, у бурят и калмыков. Это же тоже буддизм, надеюсь никто не сомневается?:) Он в основном базируется на махаянско-ваджраянских школах Гелуг и Кагью, с элементами шаманизма, поскольку махаянский буддизм старается принять в себя коренные верования.

1. Цель - прекращение страдания. Будда понимал страдание (дукху) как компонент боли/болезни, избегание неприятного и неполучение желаемого, а также вроде бы беспричинные экзистенциальные переживания, внутренне похожие на два предыдущих. Мы тоже ставим главной целью прекращение страдания. Нейрофизиология неплохо изучила взаимодействие дофаминового центра, прилежащего ядра и островковой доли, и действительно, страдание, как эмоционально-поведенческий компонент физической боли, абсолютно таким же образом развивается при влечении-отвращении, депрессии, тревожности, БАР, ПРЛ и т.д., и иногда - само по себе.

  1. Будда подчеркивал, что его учение не является религией, потому что а)имеет конкретную цель и б)должно быть проверено каждым на личном опыте. Научный метод тоже требует проверки, но более точной - теория должна быть системно непротиворечивой, а практический эксперимент - ослеплённым. Таким образом, нейробуддизм не противоречит учению Будды, а развивает его. С другой стороны, буддизм Гелуг в значительной степени является религией, например, там появляется будда Маньджушри, обладающий божественными силами, перерождающийся с памятью и проявляющийся в тантрических практиках.
  1. Работа над собой своими силами. Для Будды ключом к просветлению является чистота разума, правильное понимание, поэтому он отрицает возможность обретения спасения с помощью любого другого внешнего фактора. Здесь вам также предлагается работать над собой своими силами (можно даже без учителя - информации в принципе достаточно). Тогда как в махаяне уже появляются богоподобные бодхисатвы, которые помогут в просветлении. В это требуется верить.
  1. Этический свод, исходящий из личных убеждений. Оказывается, передняя поясная кора, управляющая осознанностью и контролем ошибок, также завязана на мораль и нравственность. Таким образом, залогом успешной практики является принятие общих или неких своих моральных стандартов, основанных на этике и праве, преодоление жадности через дарение, лени через намерение и т.д.
  2. Третья истина о прекращении страдания через угасание желаний. Четыре благородные истины - это то, что можно найти в каждой буддийской школе, все остальное может различаться. Первые две из них разобраны выше. Теперь четко известно, что страдание вызвано торможением прилежащего ядра ГАМК-нейронами покрышки, возбуждающмися от дофаминового желания. Следовательно, прекращение ее активности должно прекращать или значительно уменьшать страдание. Исследования показывают, что медитация осознанности, обнаруживающая страдание, значительно увеличивает субъективный уровень счастья и прекращает многие психические заболевания (см навигатор). При этом, за счет активации других систем мотивации, человек не становится пассивным.
  3. Будда говорит, что полное прекращение страданий наступает в ниббане, однако не отрицал, что до ниббаны уровень страданий буддиста остается в самом начальном, омраченном состоянии - он последовательно снижается, и первые плоды дхаммы можно получить уже за неделю получасовых медитаций.
  4. Четвертая истина: восьмеричный путь

7.1. Правильное воззрение - постижение этих четырех истин. В оригинальном буддизме для этого требуется доверие к учению, у нас оно естественным образом следует из нейрофизиологии - сама максима человеческой цивилизации не допускает иного. Теперь как бы все - буддисты, потому что у всех мозг устроен одинаково:)

7.2. Правильное намерение - желательно, да. Надо медитировать, чтобы прекратить страдание.

7.3. Правильная речь. Тут у нас пока расхождение. Мат запрещен, но жаркие дискуссии (при соблюдении пирамиды аргументов), провокационные речи допустимы (если не противоречат логике и научному знанию). В БТСР наоборот, негативно относятся к критике слов учителей и авторитетов.

7.4. Правильное поведение - как минимум, воздержание от убийства, воровства и супружеской неверности. Первые два нельзя по закону, на третье сейчас мораль во всем мире закрывает глаза, так что этот пункт пропускаем.

7.5. Правильный образ жизни - не убивать живых существ, не торговать оружием и наркотиками, не обманывать других. Но с исключениями: например, убивать для защиты - нормально, обманывать ради блага обманываемого тоже в принципе нормально. Поэтому я отношу данный пункт к необходимости заморочиться на личной морали.

7.6-7.8 Правильное усилие, памятование, сосредоточение. Это все касается медитации самадха-випассана. И хоть Будда считал, что это должны делать только монахи, но уже Леди саядо в 19 веке адаптировал Палийский канон для мирян, так что можн осмело говорить, что в тхераваде медитация - для всех. Нейробуддизм, как и MBCT Каббат-зинна, предполагает использовать те же самые техники, и как и учения Махаси, Гоенки и других представителей светской хинаяны, ориентирован на их упрощение и повышение эффективности. Буддизм же ваджраяны сильно меняет оригинальную медитацию Будды Гаутамы, вводя тантры, образы богов, демонов, мантры, мандалы, и все это непонятно как подвести под научную теорию и проверить эффективность.

8. Три характеристики: Непостоянство (Аничча), Страдание (Дуккха), Отсутствие Самости (Анатта)

8.1. Непостоянство является философским наблюдением Будды. Все изменчиво в восприятии. Это вполне очевидно, возражений нет.

8.2. Страдание разбиралось выше

8.3. Отсутствие Я. Процитирую: В учении Анатты Будда заявляет, что нет ничего, что можно идентифицировать как самость, и все что мы принимаем как самих себя, на самом деле, не является самостью. Это учение в корне отделяется от традиционных форм мышления, и делает Буддизм отчетливо уникальным учением. Почти все наши мысли и действия сосредоточены вокруг идеи «я» и «мое» и «свое». Однако, Будда рассматривает эти представления как обманчивые. Они являются заблуждениями, которые ведут нас к конфликтам и страданию. И Он учит дальше, что для того, чтобы избавиться от страдания, мы вынуждены разрушить идею самости. Единственный путь, чтобы сделать это – проникновение в характер самости, чтобы видеть интуицией безсамостный характер всех феноменов.

В нейробуддизме анатта дополняется экспериментами Либета-Хайнеса-Суна, т.е. что наши решения и действия не принимаются в сознании, а только записываются туда как свершившийся факт.

Нейробудизм — это буддизм?, изображение №1

В махаяне же анатта полностью переделана, один из вариантов там становится метафизическим, другой - солипсистским, и оба противоречат исходному (картинка).

9. Пять групп привязанности: форма, чувства, восприятие, образы, сознание. В нейробуддизме это пока принимается как есть, поскольку очень удобно для объяснения медитации, а медитация тоже такая же. В тибетском же буддизме процессы ума (внезапно) превращаются в пять божественных будд.

  1. Взаимозависимое возникновение. Очень прогрессивная для своего времени идея, что у всего есть причина, и это не божественная воля. ВВ развивает личную ответственность. Современная научная философия дополняет ВВ принципом неопределенности, который в свою очередь является основой для неравновесности, объясняющей усложнение и жизнь. В махаяне же у разных авторов ВВ вырождается либо до фатализма (уничтожая случайность и свободу воли), либо начинают искать причины в сверхъестественных силах.
  2. Карма. Будда недвусмысленно определяет камму как последствия волевого акта индивида, его разумного выбора. Возразить нечего, все так. Карма в этом смысле немистична.
  1. Материальная реинкарнация. Будда хоть и соглашался с тем, что память не сохраняется, но говорил, что что-то этакое переходит в живот женщины к плоду. Это пока первое его заблуждение. В остальном же вполне рационально. Если обратиться к Канону, то увидим, что идея перерождения не пришла Будде в виде откровения, а выведена из взаимозависимого возникновения с целью дать объяснение, почему хорошие люди тоже могут упасть и заболеть. Получается, реинкарнация — не центральный момент учения, поскольку не относится к работе со страданием, вызванным страстным желанием.
  1. Карма, передающаяся через перерождение. Идея кармы и реинкарнации допускает реализацию через социальные механизмы, безо всякой мистики. У нес это подается как заглушка для обратной совместимости, чтобы можно было разбирать традиционные техники, не останавливаясь и не отбрасывая их.
  2. Конечная цель — выход за пределы каммы. Окей, пусть так. Но это очень долго, а достичь прекращения половины реальных страданий и просто начать жить полноценной счастливой жизнью можно за несколько месяцев практики. После чего в принципе никто не мешает продолжить путь за пределы каммы. Техники — те же самые. Но можно и остановиться.

Итак, нейробуддизм по соответствию оригинальному учению получает 15 из 18 баллов, традиционный буддизм народов России — 11 из 18.

А еще, как оказывается, учение Будды явно противоречит науке только по одному пункту.