Мораль (шила) в практике медитации

Будда не просто так сделал мораль необходимым элементом прекращения страдания. Заморочиться на морали, похоже, действительно необходимо, иначе медитация пойдет как-то не так.

Понятно, что качественно покрыть этот момент исследованиями нельзя, но факт есть факт: передняя поясная кора ответственна как за направленную внимательность и коррекцию ошибок в медитации осознанности, так и за мораль/нравственность.

То есть, развивая одно, развиваем и другое. Мораль нужна. Будда обозначил ее в таком виде: не убивать, не красть, не желать женщину другого, не употреблять наркотики, не браниться и не клеветать (и еще 220 правил для серьезно практикующих медитацию)

Не вижу проблем, если кто-то хочет соблюдать нравственные предписания согласно Канону, но когда обвиняете других в их несоблюдении - это может быть ханжество.

Одна подписчица гневно написала мне в личку, мол как я мог убить шершня во время трансляции. При этом у нее в профиле - органик фуд, пища, выращиваемая без многих современных продуктивных технологий. То есть, требующая большего количества ресурсов для своего производства - например, органик-кукуруза требует в три раза больше пахотных земель для получения равного количества урожая по сравнению с обычной ГМО-кукурузой. Органик-курице также необходимо больше корма и территории.

Эти избыточные земли отнимаются у диких животных, которые намного более осознаны, чем домашний скот, поэтому если я употребляю в пищу мясо с птицефабрик и стандартные высокопродуктивные сорта ГМО-злаков, я косвенно причиняю меньше вреда живым существам, чем идейный веган-органик-фрукторианец. Ну а органик-мясоед - это вообще злодей получается. Не просто косвенный убийца осознанных диких животных, но ещё и магнит для заблуждений.

А дарение денег? Подать нищему - очень плохая идея, потому что скорее всего это тренированный актер, который с помощью вышибал своей организации прогнал с хорошего места настоящего нищего. Скинуть перевод в первый попавшийся благотворительный фонд - тоже так себе мысль. Я однажды попал на вечеринку фонда, который из собранных 250 т.р. потратил 70 на покупки игрушек в детдом, а 180 - на эту самую вечеринку. Причем детдом был игрушками уже обеспечен. Надо очень тщательно подходить к выбору получателя денег.

Защита природы? Хорошая идея, только не надо примыкать к партии зеленых и им подобным, поскольку все больше выходит, что эти ребята лишь портят производства по заказу конкурентов владельцев окошмариваемых производств. Антропогенное влияние на климат далеко не всегда является угрозой. Зато если мы хотим накормить население Земного шара, то правильнее будет сжигать больше ископаемого топлива, потому что это выводит углерод в форму, пригодную к усвоению растениями - а значит, сельскохозяйственные культуры со временем станут более продуктивными.

Доброта к детям? Сейчас можно видеть много яжмам и яжпап, гордо произносящих "Мой ребенок не будет ни в чём нуждаться!", но хорошо ли подобный подход воспитает следующее поколение? Вырастут ли они от этого добрыми, заботливыми и работящими? Скорее всего, нет. У детей и подростков дофаминовая система работает хорошо, они получают гораздо больше удовольствия от желаний, чем страдания. Поэтому не давайте им всего, оставьте им возможность хотеть чего-то.

А вот это вот модное психологическое "нельзя говорить детям что у них что-то не получается и ставить им плохие оценки"? Очевидный результат - толпа, бездумно голосующая за отказ от удобрений и замену источников энергии на столь же грязные, но более дорогие. Неочевидный - испорченная система подкрепления, генерирующая всё менее понятное, диффузное страдание, заставляющее массово идти на операции кастрации (называйте "смену пола" правильно), но все равно увеличивающая число самоубийств.

Примерно так я заморачиваюсь по морали. Наверняка тоже как-то ханжествую. Кому-то нравится соблюдать 5-250 предписаний и этим убедить себя, что он достаточно хорош и имеет право на счастье. А кто-то, видя внутреннее несовершенство формальных моральных правил в современном мире, ищет ответы, и через это тоже активирует структуры, обеспечивающие уменьшение страдания.