Психология как естественная наука

Психология считается гуманитарной наукой. Это странно, ведь наша психика подвержена объективным законам. Во все времена, в абсолютно разных культурах и общественных строях человек ведет себя сходным образом - радуется и огорчается, интригует и любит так, что человек из совершенно другого региона, другой культуры способен его понять и сопереживать.

У нас всех - в высшей степени одинаковая нервная система, запрограммированная одинаковыми генами, потому что мы - единый вид Homo sapiens. Здесь можно возразить - уподобить мозг компьютеру, а память - программам, которые в него установлены. Но аналогия будет верна только по части знаний и социального поведения, а по части тех психических процессов, которыми собственно занимается психология, это не так.

Депрессия была отлично известна и в древней Греции под названием меланхолии: симптомы, описанные Гиппократом из Лариссы, совпадают в точности. Паническое расстройство описано в древних трактатах по китайской медицине в том же виде, как оно фигурирует в современных учебниках по психологии. И если я вдруг заявлю, что древние китайцы никогда не боялись сверх меры, то это вызовет такое же непонимание, как если б я сказал, что древние египтяне были трёхметрового роста и с хвостами:) То же самое можно сказать про фобии, акцентуации и остальное - литература разных периодов о них свидетельствует так, что мы понимаем: речь именно об этом, а не о чем-то неизвестном.

Выходит, что какую когнтивно-социальную программу ни установи человеку, психика существенно не поменяется. Всё дело в том, что активная психика управляется из отделов лимбической системы - древнего участка мозга, а эти отделы запрограммированы генами так, чтобы не подвергаться влиянию, а влиять.

Вентральная покрышка (дофаминовая система) лимбического мозга создает желание, и сразу же вслед за ним - страдание, причем страдание понимается единообразно всеми людьми. Миндалина лимбического мозга обучается генерировать эмоции, которые подчиняют себе всё остальное. Сложная структура, стартующая в лимбической системе, реагирует на события до того, как мы их осознаём, после чего отправляют отчет сознанию: "Я отреагировал".

Всё это рождает принципиально одинаковый набор проблем, с которым работает каждая из школ современной гуманитарной науки психологии. Все эти школы одинаково понимают запросы, с которыми к ним обращаются пациенты, но каждая имеет свою, сильно отличающуюся от других, модель личности, и соответственно предлагает разный набор инструментов для работы с психическими проблемами.

Но если бы психология была не гуманитарной, а естественной наукой, то все эти модели личности создали бы научный конфликт, который разрешился бы путем поиска и сравнения доказательств и опровержений по каждой из них. Учёные оценили бы каждую из моделей по степени соответствия базовым структурам мозга, влияющим на психику. Провели бы серию двойных слепых рандомизированных плацебо-контролируемых исследований, чтобы понять, опирающиеся на какую из моделей методы наиболее эффективны, и в итоге путем научной дискуссии создали бы то, что работает.

Но для гуманитарной науки допускается ситуация, когда параллельно существует несколько противоречащих друг другу теорий, и все они применяются с надеждой на успех, при этом систематически не получая подтверждения своей эффективности. Гуманитарная психология как бы говорит: "Я в кризисе, я не знаю что делать, но вот есть такое объяснение, может оно вам понравится, давайте делать так. Если не нравится, то вот противоположное, делайте так. Выбирайте направление, которое вам больше нравится." Но если бы психология была естественной наукой, как физика, биология или этология (да, наука о поведении животных относится к естественным!), такого бы не возникло. Мы бы лечили свои депрессии не десятками альтернативных, часто противоречащих друг другу способов, а одним-двумя наиболее эффективными.

Поэтому психология должна стать естественной наукой. Сейчас для этого есть достаточно оснований. На уровне нейрофизиологии подтверждена дофаминовая система, заставляющая страдать в ответ на желания. Двумя различными способами подтвержден феномен "не-Я", что все решения принимаются вне сознания. Хорошо описан реконструктивный характер нашей памяти (что уверенно используют политические и рекламные технологи, но психологи игнорируют и не предлагают способов защиты).
https://osozn.ru/neuroscience/dukha
https://osozn.ru/neuroscience/non-self
https://vk.com/wall-172715633_18506

Эти феномены относятся к категории естественнонаучных - они не являются результатом работы "записанной на компьютер программы", а проистекают непосредственно из устройства человеческого головного мозга, которое создается программой, записанной в генах, а не в мировоззрении окружающего общества.

Безусловно, многое определяется и "установленной программой", то есть знаниями и культурно-социальным контекстом. Но тогда из гуманитарной психологии нужно убрать депрессию, тревожные и аффективные расстройства, мании и фобии - в общем, подавляющее большинство проблем, с которыми обращаются к психологу. Эти проблемы вызваны натуральными причинами, а не "установленной программой".

Программа может только модифицировать базу. Например, в древнем Китае не знали тревожных расстройств, только панические. Современные корейцы часто реагируют на депрессию вспышками гнева, что не характерно для европейцев. Но в основе расстройства всегда можно проследить вышеописанную специфику работы лимбической системы, единую для всех людей, от древнегреческой крестьянки до яванского писателя.

Какой же вырисовывается естественная психология? В качестве модели личности здесь предлагается система из пяти привязанностей (см рисунок), поскольку она:
1) наиболее отвечает уже открытым принципам работы мозга и не противоречит им,
2) естественным образом рождает практику осознанности, показывающую наилучший клинический эффект среди всех только-психологических методов, и соперничающую лишь с современной лекарственной психотерапией (причём не имея побочных эффектов последней)
В общем, есть непротиворечивая теория и удовлетворяющая ей практика с высокой доказанной эффективностью. Оказывается просто и понятно:)

Напомню, у гуманитарной психологии наличествует множество противоречивых теорий личности и столь же противоречивых методов, которые с трудом показывают невысокую или нулевую эффективность относительно плацебо. https://osozn.ru/psihologu/pers-theory

Эффект может быть и отрицательным, что особенно заметно в популярной психологии. Распространенный пример - теория (детских) психотравм, когда объявляется, что причиной проблем больного является другой человек или событие в прошлом. Этот механистический, фаталистский подход делает пациента ничего не контролирующей жертвой внешних обстоятельств, а в наихудшем случае его еще заставят по многу раз повторно переживать травмирующее событие, якобы для понимания, но на самом деле умножая страдание, ведь в действительности происходит не вспомнание, а додумывание.

Еще гуманитарный подход часто приводит к выносу решения за скобки: внутри ума объявляется кукла-гомункул (например, внутренний ребенок), и уже ему приписываются ваши, зачастую придуманные, проблемы https://osozn.ru/psihologu/doll Понятно, что это ничего не объясняет и тем более не решает. У естественных наук более строгие требования, и такой подход в них попросту считается антинаучным, контрпродуктивным.

Естественная психология будет иметь гораздо меньше таких проблем, потому строгий научный подход предполагает, что они своевременно выявляются и устраняются. Следовательно, можно с уверенностью ожидать, что она будет самой эффективной прям на старте.

#психология #личность #осознанность

Гуманитарная психологияЕстественная психология
Личность как продукт общества Личность как следствие структурно-функциональных особенностей мозга, и затем уже особенностей общества
Можно придумывать любую теорию личности, строгое подтверждение не требуется Теория личности должна основываться на нейронауке и подтверждаться строгими клиническими исследованиями
Множество противоречащих друг другу школ: психоанализ, гуманистическая психология, гештальт-терапия, психодинамика, бихевиоризм, КПТ, аналитическая, трансперсональная, экзистенциальная и пр... В существовании множества школ нет смысла. Если школа ошибается, она не нужна. Всё достоверное знание идет в общую копилку.
Можно выбирать любую школу по личным предпочтениям, всё равно эффективность околонулевая Единообразная, эффективная работа по прекращению страдания - депрессии, тревожных расстройств и пр.
Множество самых разных техник с нулевой или непроверенной эффективностью (также присутствуют техники естественной психологии, но наравне с остальными и различение по эффективности не делается или делается только по личном мнению) Подтверждена эффективность: изучение сщбственных когнитивных искажений, осознанность и концентрация