Психологические теории личности и их неполнота

Личность - это вы.

Теория личности - это объяснение и предсказание вашего поведения. На основе теории личности строится психологическая школа, поэтому каждую школу имеет смысл разбирать только с позиции её теории личности.

1. Психоаналитическая/психодинамическая теория. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами (ид/оно). Внутренний мир субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

Очевидно, теория неполна, т.к. не учитывает направленное внимание как единственную доступную нам свободу воли. Она также антинаучна и многократно опровергнута.

1а. Аналитическая теория Юнга. Нами управляют архетипы, которые циркулируют внутри социума и затем усваиваются личностью. Личность формируется в течение всей жизни.

Очень интересная теория. Если в нее верить, считая, что личность - это только набор архетипов, то становится возможной реинкарнация без мистики: https://vk.com/wall-172715633_2135
Тоже неполна.

2. Гуманистическая/экзистенциальная: личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Эта теория предполагает, что личность - на 100% продукт страданий от работы дофаминовой системы, которую она превозносит.
https://vk.com/neurobuddhism?w=wall-172715633_14333
Но спасибо, хоть не отрицает.

3. Бихевиористическая. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки. Обучение происходит через представление об эффективности и подражание.

Круто, но откуда тогда берутся когнитивные искажения? Их количество и степень контроля (т.е. неоспоримое наблюдаемое вокруг засилье идиотов) заставляет думать, что научение - лишь малая часть личности.
https://vk.com/neurobuddhism?w=wall-172715633_9278

4. Деятельностная теория. Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных эксистенционально-бытийных целостных свойств личности.

Сложно - это как? В этой теории есть самоконтроль, характер, способности, направленности и прочие кукольные свойства
https://vk.com/neurobuddhism?w=wall-172715633_14975

5. Когнитивная. Личность - это набор дихотомических конструктов и собственное размещение в их системе, завязанное на интерпретацию прошлого опыта, чтобы построить будущую жизнь. Например, человек, который подсел на конструкт "успех-неудача", стремится заработать много денег и рассматривает прошлый опыт как череду выигрышей и проигрышей.

Выглядит как шаблоны реагирования, помноженные на дофаминовые страхи и сожаления.

6. Диспозициональная теория (теория черт характера) - наследственность и факторы среды приводят к сочетанию параметров, на которые с большей вероятностью "прилипают" одни черты, а другие - с меньшей ("жирный - значит, похотливый"). Сочетание черт создает типы личностей.

Теория активно противостоит индетерминизму (когда у родителей-алкоголиков может вырасти как алкаш, так и ярый трезвенник), так и идее опыта, зато неплохо сочетается с теорией Юнга и реинкарнацией.

===---===

Как видите, каждая из теорий частично верна. У нас есть бессознательный ум, принимающий решения, но мы способны учиться. Есть дофаминовая система, выстраивающая потребности. Мы легко отлавливаем шаблоны реагирования, принятые в культуре, и неосознанно ими пользуемся. Мы хотим достигнуть успеха и боимся неудач. Культура учит нас считать себя кем-то по жизни, и хоть это причиняет страдания, но как-то скрепляет общество.

Но многие ключевые свойства всех теорий можно вывести из
а) работы дофаминовой системы, которая создает одинаковое страдание и на желание и на неприязнь
б) работы быстрого решающего бессознательного ума, который не умеет логически сортировать факторы принятия решения, а также не выводит решение из обоснования, но одновременно с решением подбирает ближайшее адекватное обоснование.

А другие ключевые свойства - обоснованно опровергнуть. Все-таки инструментальные исследования на голову важнее, чем эмпирические идеи, не находящие значимого клинического подтверждения.

А главное, означенные исследования прекрасно отвечают на ту критику, с которой ни одна из перечисленных теорий не справляется.