Желание и намерение: не все они приводят к страданию

Страстное желание вызывает страдание. Это основа учения Будды, и это в 2010х доказано научно, после изучения дофаминового покрышечного центра мотивации.

Теперь, когда мы знаем, как именно возникает страдание, можно уверенно говорить о том, чем отличается дофаминовое желание, которое надо прекращать, от нормальных хороших стремлений, которые заслуживают продолжения и поощрения. 

  1. Момент возникновения желания характеризуется большим, но кратковременным импульсом счастья. Это как внезапный удар, аффект, озарение «О, так вот чего я на самом деле хочу!». Оно будто приходит вопреки разуму, вопреки обычным ценностям и вашим представлениям о мире. Это объясняется тем, что дофаминовый центр находится вне полушарий, за пределами думающего мозга — маленький тупой погонщик большого умного раба, который не осознает погонщика и думает, что желание — его, личное, выстраданное, просто он про него (почему-то!) не знал.
  2. «Будет круто потом». Есть устойчивое, но не особо подкрепленное фактами ощущение, что реализация желания в будущем будет очень приятной, настолько, что сейчас «можно и потерпеть». В уме эти два момента связаны одной причиной, но на самом деле нет. У «будет круто» большой разброс в эмоциях.

    Бывает, что период страдания незаметен — по идее, так и задумывалась дофаминовая система у первых млекопитающих, и так она работает у большинства детей: сейчас нравится бегать, а будущее представляется неопределенно приятным*. Но позже часто развивается другой крайний вариант — ощущение, что сейчас плохо, а про будущее даже не думается — и это начало депрессии.

    (Здесь позже стоит рассмотреть весь спектр дофаминовых желаний, от видеоигр, через зарабатывание на статусные траты, до азартных игр, наркомании, выгорания, депрессии. Да, на ранних стадиях дофаминовую систему можно приручить, и избежать выгорания. Но как я понимаю, здесь собрались те, кто не знал, не смог, у кого сбоит, и наш вариант — метод Будды)

  3. Радостные эмоции, если приглядеться, вызывает только личный интерес, «шкурность». Либо дофаминовое желание касается только личной выгоды — приобретения материальных благ, статуса, получения власти над людьми, получения статусного партнера; либо если желание реализуется совместно с другими людьми, их выгода не вызывает радости и может даже раздражать.

    Яркий пример — грабители ссорятся до смертоубийства во время дележа награбленного, когда, казалось бы, каждый получил достаточно, а дальнейшие совместные действия сильно уменьшают риски. Отсюда вытекает и следующее свойство.

  4. Занижение рисков. Насколько ожидаемая награда оценивается дофаминовой подсистемой выше объективной ценности, настолько занижаются и риски ее получения. Главный риск — это потеря ресурса: денег, времени, упущенных других возможностей. Когда впереди маячит дофаминовая плюха, то кажется, что на нее можно потратить годы напряженной работы в ущерб всему остальному — семье, карьере, здоровью. Но в итоге лишь один из ста стартапов окупает вложения.

После этого становится более понятно, чем характеризуются побуждения (намерения), не приводящие к страданиям, выгоранию и депрессии.

  1. Приятно это делать вот прямо сейчас. Будущее выглядит продолжением текущего действия, но эмоционально не противоположно ему. Крайний вариант — состояние потока (поток по Чиксентмихайи).
  2. Желание является результатом рационального обдумывания и сравнения результатов — без его реализации и с ней. Ни одно из преимуществ не выглядит иррациональным, необъяснимым. Радость возникает от того, что действие — правильное.
  3. Если другие люди тоже получают какие-то бонусы, вас это радует или как минимум не раздражает. В последнем случае можно применить технику сорадования (мудита), и она сработает, усиливая вашу мотивацию. «Шкурность» может присутствовать, но она сама по себе не интересна, а только как часть рационального обдумывания.

То есть, как видим, желания без страдания возможны. Медитация осознанности — способ, позволяющий научиться выделять страдание во всех своих мыслях и ощущениях, и избавляться от него.

Важный момент: в большинстве побуждений дофаминовый и бездофаминовый компоненты могут сочетаться в разных пропорциях. Хорошо то, что их можно анализировать, разделить и переделать желание таким образом, что в нем не будет дофаминового страдания.

* — Похоже, в этом и заключается корень иррационального желания многих родителей сделать так, чтобы их ребенок ни в чем не нуждался. Они страдают, непонятно от чего, но проецируют свое состояние на детей, зеркально видят, что принципиально то же состояние у чад не вызывает такого страдания, и начинают верить, что ключ к сохранению этого детского «счастья» — удовлетворение всех желаний. Какая страшная ловушка.