Как не обесценивать себя: нет того, кто обесценивается

Задумайтесь, а как вы делаете выбор? Кто вообще делает этот выбор? Какая часть ума?

На наших практических занятиях подняли интересную тему: как не обесценивать себя и сопротивляться, когда тебя обесценивают?

Мне иногда пишут нарциссы (всегда в личку!) в качестве типа акта отчаяния: «Я перебрала сто психологов, все уроды. Помоги, что мне делать с людьми, которые обесценивают мои чувства?». Начинаем разбираться, быстро выясняется, что нарцисс провоцирует окружающих разными путями, а затем требует к себе особого отношения, причем это делается полуосознанно.

Ну окей, раз есть некоторая осознанность, то говорю, давайте пронаблюдаем ваши и чужие реакции, может не стоит их провоцировать? Из чего состоят ваши эмоции? Если они не нужны, бессознательный ум их прекратит. «Как это не нужны? Это же Я!». Ну вы же на них жалуетесь. Давайте разложим их на части, и там не обнаружится ничего, за что стоило бы цепляться. «Ах, да ты тоже пытаешься обесценить мои чувства! Игнор!»

Может показаться, что речь о разном, но на самом деле нет. Общение людей друг с другом включает некий сорт торговли отношениями, кто кому важен и почему. Торг автоматически предполагает установку цены вашим идеям, чувствам, отношениям. Нарцисс хочет продать их по неприемлемой другими цене. Автор вопроса в начале поста считает, что его цена слишком низка — видимо, ему кажется, что другие могут продать то же самое дороже.

(есть еще такой момент, что чувства можно продавать самому себе, и самому себе же обесценивать, ну или наоборот)

Что делать? Получается, надо тренировать навык самопрезентации. Окружающие, да и вы сами, делаете выбор бессознательным умом, этаким быстрым чёрным ящиком (эксперименты Либета-Хайнеса-Хейнца-Суна) и нужно ОЧЕНЬ много тренироваться, чтобы научиться выбирать рационально. А вот презентовать свои идеи, чувства, услуги можно научиться гораздо быстрее. Тем же образом можно научиться обесценивать свои ненужные чувства и реакции.

Мой знакомый как-то выбирал себе каркасный дом. Одна компания предлагала очень интересное решение на деревянных двутаврах, а представитель другой говорил: «Ну ты чо, за такие маленькие бабки тебе никто хорошо не сделает, а у нас все четко, по финской лицензии. Да, дорого, но ведь нормально, по-человечески».

Что интересно, «финн» не озвучил НИ ОДНОГО фактического преимущества, и в результате продал дом в полтора раза дороже, то есть за те же деньги, но в полтора раза меньшей площади. И да, ходил я по полу на двутаврах с вибропрокладкой — ощущения необычные, приятные, при этом дом не вибрирует, то есть у финнов преимущества-то нет, лишь избыток материалов на квадратный метр.

(Потом знакомый тем же умом выбрал навороченную систему отопления. Каждый год она у него ломалась из-за избытка компонентов, по нескольку дней не могли найти мастера, который взялся бы за ремонт, в конце-концов трубы промерзли и полопались.)

А вот кстати, как продавать осознанность, чтобы оставаться честным? Сейчас я просто обозначаю объективные преимущества: что это научно доказанные техники с тысячелетним опытом, что преподаю только то, что соответствует теории мозга и клиническим исследованиям.

Окей, а что если я вдруг стану не я, а узкоглазый тибетец с регалиями и бородой как у Ошо/Садхгуру, и буду говорить: «нормальный, серьезный курс осознанности не может стоить меньше 100к» и всё? Это манипуляция. Взвесьте оба аргумента, какому из них вам больше хочется последовать?

Или, может, есть третий вариант, который нашептывает пресловутое внутреннее Я: «Всё это фигня, надо просто поднять бабла и тогда безо всяких психологий и осознанностей будет зашибись. Только бабла надо много и чтобы не напрягаться»? :)

(Вариант «давать бесплатно» в нашей культуре, к сожалению, не работает — студенты начинают непродуктивно спорить, то есть пытаются продавать свое мнение. Создают ценность из своего мнения, вместо того чтобы брать навыки и знания.)

Резюме: обесценивание-ценность-торговля.