Страдание вызывается желанием
Первые 30-40 лет мы, по сути, живем приятными ожиданиями, и более того, далеко не каждый обращает внимание на получаемые награды.
Но рано или поздно надежды начинают видеться во все более сером и черном свете. Здравствуй, кризис средних лет. Хотя у кого-то запал может закончиться и раньше — здравствуй, депрессия.
Причем те, кто привык жить одними лишь ожиданиями, даже не понимают, что происходит. Просто любимое дело — больше не любимое, а бесполезное и бессмысленное. Выгорание. Человек, с которым прожил полжизни, оказывается, плохой. Развод. Человек, возможно, всегда был так себе, а дело — бесполезным, но были розовые ожидания, что в будущем все станет лучше (что характерно, без внимания и коррекции, т. е. само по себе).
Особо наблюдательные люди могут отметить, что в момент получения желаемое всегда кажется не столь приятным, каким выглядело в мечтах.
Как-то не так сильно радует, как хотелось бы. Машина не столь яркая и мощная, квартира не очень уж светлая, ужин в ресторане слишком дорогой, а порции мелковаты. И чем больше мы стараемся получить удовольствия в текущий момент, тем меньше его в будущем — так развиваются зависимости.
Этому есть научное объяснение
В 2012 году опубликовали исследование (рус), согласно которому у нас всех в мозгу есть специальная структура, возбуждающаяся от приятных ожиданий, которая сразу же после этого начинает угнетать активность центра удовольствия, то есть создавать страдание.
Она называется вентральная покрышка (VTA) и находится в среднем мозге.
Упрощенно, вентральная покрышка представлена двумя типами нервных клеток, т. н. дофаминовыми и ГАМК-нейронами. Первые создают кратковременный пик предвкушающего удовольствия, а вторые, в ответ на дофаминовую активность, уже гасят как центр удовольствия, так и дофаминовые клетки, делая это медленно, но неотвратимо.
Кстати, когда говорят о дофамине как о гормоне радости, имеют ввиду именно вентральную покрышку (дофаминовый центр мотивации), где дофаминовые нейроны кратковременно возбуждаются, создавая ощущение приятного ожидания. Дофамин в других отделах мозга и в кишечнике никак не влияет на радость и счастье, ну, а дофамин покрышки, как оказалось, является гормоном обманной радости от желания, за которым обязательно следует страдание.
Дофаминовый центр мотивации организован таким образом, что неожиданная радость воспринимается наиболее интенсивно, ожидаемая — несколько слабее, а если награда оказалась меньше, чем предполагалось, это может даже вызвать раздражение и гнев: недодали!
Дофаминовые нейроны радости активизируются на минуты, редко — часы и дни. Тормозящие же нейроны страдания — на несколько дней у мелких лабораторных мышей, а у человека — на годы, причем особенность их организации такова, что страдание может поддерживать и усиливать само себя.
Есть мнение, что помимо дофаминовой активности, есть и «честные» источники счастья: серотониновые нейроны, окситоцин, пептидные эндорфины, безгормоновые состояния. Однако, лучше все равно не относиться к мозгу как к банке с гормонами.
Почему так устроено?
Представьте себя богом эволюции. Вы только что создали млекопитающих — удивительно активных и забавных тварей, которым для поддержания тепла нужно в десять раз больше энергии, чем рептилиям. Но рептильные рефлексы не срабатывают — звери съедают ровно столько, сколько необходимо сейчас, но вскоре падают без сил, тратя слишком много на обогрев тела.
Что делать? Нужна программа, заставляющая животное съедать значительно больше необходимого в данный момент. Простое удовольствие не подходит — оно уже занято рептильной программой. Тварь поела и ей хорошо, чего еще надо?
Очевидно, удовольствие нужно убрать из текущего момента и переставить в мыслимое будущее, которое никогда не наступит. Это и есть ожидание награды, желание, страсть. Соответственно, в настоящем моменте у нас создается нехватка радости, то есть страдание, стимулирующее на деятельность.
Иными словами, желание - это страдание оттого, что объект желания еще не с нами, еще нам не принадлежит.
Существу будет казаться, что оно вот-вот сейчас своё получит, что в принципе всё отлично, надо лишь больше кушать, накапливать жирок, запасы, сокровища, впечатления, признание, деньги на счёте, и тогда будет зашибись.
Не будет. У человека эта система засбоила: тормозящие нейроны стали работать дольше, а дофаминовые — нет. Получается, у нас количество предвкушающей радости ограничено и расходуется в ранние годы жизни: дети видят будущее в розовых тонах, молодые люди — то так то сяк, ну, а в среднем возрасте кризисы и депрессии становятся чуть ли не нормой, пока человек не научится пользоваться другими гормонами счастья (или не научится).
Как понять, насколько сильна во мне дофаминовая мотивация желания=страдания?
Если вы разделяете одно из нижеприведенных утверждений, вы, скорее всего, живете одним лишь дофамином, со всеми вытекающими:
- «Если я чего-то хочу, значит мне это нравится. Я стремлюсь к тому, чего хочу, получаю это, вот так жить нормально и правильно.»
(на самом деле: дофамин требует повторять действие, по которому ранее зафиксировалось необдуманное (!) подкрепление. При этом каждое новое повторение уменьшает радость и увеличивает требование к количеству сделанного (съеденного, выпитого, использованного)) - «Я не знаю, что мне может понравиться — это должно произойти спонтанно. То, что сейчас у меня есть, мне не совсем нравится.» (ожидание, что произойдет неконтролируемое дофаминовое подкрепление и можно будет дальше следовать необдуманным желаниям, включив упование на награду в будущем).
- «Счастье — это мгновенное, пиковое переживание, к которому нужно стремиться» (это частично правда, но умалчивается, что вслед за пиком дофаминового счастья приходит длительное, плохо осознаваемое страдание от нехватки желаемого, а также, что есть недофаминовая и безмедиаторная радости).
Прекращение страдания — возможно?
Оказывается, да! Существуют техники, придуманные задолго до описываемого эпохального открытия в нейрофизиологии, которые исходят из того же самого утверждения: страстное желание вызывает страдание.
Эти техники в общем виде называют осознанностью. Их открытие приписывают Готаме Будде, жившему в Индии 2500 лет назад. С тех пор проведена обширная работа по систематизации, проверке эффективности и безопасности. Техники доступны в немистической монашеской традиции Тхеравада и в школах светского буддизма, например С. Н. Гоенки и Махаси Саядо.
В 1978 году профессор медицины Джон Кабат-Зинн на существенной основе буддийских практик создал метод MBSR (уменьшение стресса на базе осознанности), который позже был форкнут в MBCT (когнитивная терапия на базе осознанности). По ним проведено множество клинических исследований, где показано, что эффективность этих техник против стресса, депрессии и ряда других психических расстройств достигает 35%, что значительно выше нелекарственных методов психотерапии и сравнимо с лучшими веществами-антидепрессантами, но, очевидно, не имеет неприятных побочек последних.
MBCT и MBSR являются сильно упрощенными, но на 100% буддийскими техниками осознанности. Следовательно, можно утверждать, что учение Будды (не путать с поздними буддийскими школами), имея в основе объективную научную истину о страдании, обладает информацией, как прекратить его, а заодно — множество психологических проблем, к страданию приводящих.
Те, кто смог освоить медитацию осознанности (это не сложно), обнаруживают в себе источники счастья, куда большего, чем-то, что сопутствует желаниям. Такое счастье не прекращается со временем — наоборот, его можно развивать практически без ограничений.
См. также:
Lateral habenula как источник негативного подкрепления
Уточнение по функции ГАМК-нейронов покрышки
(переломное, но еще не современное представление) Дофамин создает иллюзию счастья