Как перейти от идей Экхарта Толле к буддизму (и нейробуддизму)
Зачем? Чтобы понимать больше и двигаться дальше:) Толле даёт самую настоящую дхамму, но оборачивает ее в эзотерические термины. Из-за этого одно и то же знание может быть понято по-разному, его даже причисляют к неоадвайте, хотя это по сути не так. К тому же, учение Толле заканчивается на этапах, которые в буддийской практике считаются промежуточными.
Напомню, ключевое различие между (нео)адвайтой и буддизмом - то, что в адвайте вы должны поверить в то, что ваше сознание сливается с предвечным и бесконечным брахманом, а в буддизме - убедиться в отсутствии какого бы то ни было Я, чего бы то ни было Я-личного в уме.
Толле говорит, что никакого Я нет и следует избавляться от эготического мышления.
Второе, чем отличается адвайта - это практикой состояния недвойственности, отсутствия деления в уме на я и не-я, включая благое и неблагое. Палийский канон ничего такого не говорит, но косвенно не одобряет.
Толле тоже прямо не говорит о недвойственности. Ближайшее, что у него есть - это практика единения с природой, но там нет ничего, похожего на "я есть природа", наоборот, есть созерцающий безмолвный ум с одной стороны и природа - с другой.
Его эзотерические термины очень точно ложатся на классические термины буддаяны, сопоставляю:
1. Безмолвное присутствие - это сознание, направленное на уровень первичного восприятия, когда еще не сформировались концепции (ведана-скандха, иногда санджня).
Будда выделял 5 групп привязанности - материя, первичное восприятие, распознавание, сознание и реагирование.
https://vk.com/neurobuddhism?z=photo-172715633_457239..
По-хорошему, надо промедитировать и растворить их все. Но Толле растворил себе одно лишь реагирование, сразу просветлился и затем уже видимо растворил первичное восприятие.
По классике, к этому нужно прийти через длительную формальную медитацию осознанности, но Экхарт Толле предлагает ее проскочить концептуально, одновременно отказываясь от концепций. Интересно, почему бы и нет? С другой стороны, если вы не понимаете это умом, то все равно можете достичь через медитацию.
2. Внутреннее тело - медитация на тонкие ощущения в теле. То же самое, что у Гоенки и пр. Я писал, как быстро развить у себя это через практику: https://vk.com/neurobuddhism?w=wall-172715633_15156
3. Быть в настоящем моменте - просто избегать сожалений о прошлом и тревог о будущем. Здесь тоже нет никакой мистики и эзотерики.
Если делаете випассану на объектах ума - наблюдайте страдание, которое вызывают эти мысли, так проще.
4. Трансцендирование - смена мировоззрения и сферы деятельности, вызванная встречей с непреодолимыми обстоятельствами.
5. Тело боли - то же, что санкхара негативного реагирования у Гоенки. Эмоций в мозгу изначально нет - он учится эмоциям так же, как учится ходить, разговаривать. В системе гиппокамп-миндалина формируются участки памяти об эмоциях, которые позже связываются с яркими или травмирующими событиями (но не являются их следствиями!) и активно возбуждаются на новые аналогичные события. В медитации осознанности можно обнаружить эмоциональные доминанты без привязки к этим событиям (они ясно видны как беспричинные), и через внимательность прекратить доминанты страдания.
Единственное, что у меня вызывает сильные нарекания - его призыв отказаться от мышления. Но я понял, что это не он говорил. Это уже адвайтисты-интерпретаторы вопят, что мышление - зло и надо отказаться от ума. Толле просто утверждает, что надо по возможности пребывать сознанием на до-концептуальном уровне, чтобы не создавались новые шаблоны негативного реагирования.
Они действительно не будут создаваться, но на мой взгляд правильнее прокачать осознанность по всем группам привязанности - тогда тоже получишь иммунитет от этих шаблонов, но тебе не нужно будет вести себя как блаженный тормоз:)
Также часто проскальзывает его слабое знакомство с естественными науками, в первую очередь биологией. Там, где можно было обойтись несложными отсылками к научным фактам, он разводит довольно примитивную философию, которая конечно отторгает интеллектуалов.
Главное что нужно помнить, читая Толле он просветлился, наблюдая за своим страданием и шаблонами реагирования страданием, но в его учении этому уделяется относительно мало места, тогда как это действительно ключевой момент. Позже с ним, как и со многими другими просветлёнными, произошла подмена действительных причин на мнимые - такое бывает, поскольку наша память имеет реконструктивный характер.
Резюмируя, Экхарт Толле даёт по факту буддизм, хоть и обернутый в эзотерическую терминологию, неполный но вроде как неискажённый. Из-за этой терминологии его лучше не читать и не увлекаться, можете неверно понять. Вместо этого лучше работать по Чуладасе, Гунаратане или аджану Чаа.