Осознанность как просто способ прекращения страдания
Осознанность (направленное внимание) как простой и минимально достаточный способ прекращения страдания
Автор - Александр Зеро
Админ полностью согласен с изложенным
Когда мы испытываем страдание - обычно оно состоит из некоторой мысли (меня не любят), связанное с некоторым чувством (ощущение нехватки эмоций в наш адрес), на фоне некоторого состояния (об этом детальнее дальше).
Обычно испытывая что-то - мы всецело наполняемся этим переживанием (чувства и мыслями) и движемся в потоке этих переживаний. Если мысли навязчивы или чувства очень сильные - процесс прокручивания переживаний будет продолжаться, обычно, усиливаясь (накручиваем себя, или страдание не отпускает длительное время).
В этом месте можно сколько угодно читать мудрые книги, пытаться разбираться в мыслях или чувствах или использовать сложные философские концепции - непосредственного переживания страдания, тревоги и цепляния за мысли и чувства это не прекратит.
Как же происходит прекращение страданий (хотя бы частично) или это всё словоблудие?
По своей практике могу описать так:
Представьте себе фон сознания (как фон рабочего стола компьютера или базовый слой в дизайне). На этом фоне ничего не происходит само по себе - он только пространство, которое позволяет другим вещам происходить.
На этом фоне разворачивается некоторое состояние, которое обычно не осознается в полной мере. Это может быть раздражительное состояние, или радостное или любое другое.
В этом состоянии присутствуют конкретные ощущения и чувства - например злость, любовь, любопытство, тревога.
Совместно с чувством может быть мысль о конкретных вещах - "он не обращает на меня никакого внимания!" (злость и тревога за неполучение желаемого, на фоне раздражительности из-за проблем на работе и головной боли).
Повторюсь - обычно мы погружены в весь спектр этих состояний, не в силах оторваться от них. И эти переживания воспринимаются как "наши" - "я злюсь".
Простая практика городского человека может привести к тому, что мы натренируем способность воспринимать то что с нами происходит до такого уровня, когда мы сможем "видеть" мысль как объект, который разворачивается на экране нашего сознания. Вместо того, чтобы смотря кино отождествлять себя с происходящими событиями - мы видим экран, персонажей и объекты на этом экране.
Когда мы способны видеть мысль как мысль, которая появляется и исчезает - мы тут же обретаем способность не вовлекаться в ее процесс, позволяя ей как бы проходить мимо перед нашим внутренним взором.
Тогда вместо ярости "он не обращает на меня никакого внимания!" мы увидим "я вижу мысль - он не обращает на меня никакого внимания", у нее есть причины, вот она появляется, я ее наблюдаю, вот она исчезает, вот она исчезла".
После этого мы можем научиться видеть чувство как чувство - "наблюдаю злобу, вот ее причина, вот это чувство появляется, охватывает меня, испытывается, вот оно завершается, вот оно прошло".
И чувство также перестает захватывать нас как пожар сухой хворост. Чувства по прежнему есть. Мысли по прежнему есть. Но мы обрели навык смотреть на них как-бы со стороны, отмечая их переменчивость, непостоянство, мучительность и тот факт, что они - не мы, а лишь переживания, которые сопровождают наше бытие. Мы можем вовлекаться в них, но теперь мы можем и не вовлекаться в них, оставаясь сухими, сидя на берегу реки.
Развивая этот навык мы также способны увидеть пространство тонкого чувства, которое сопровождает все ощущения. Это раздражение? Это тревога? Это радость? Это влюблённость? Это печаль? Эти состояния - также преходящи как все предыдущее. В минуту тяжелой горечи если непосредственно увидеть мысли, чувства и общее ощущение такими, какими они являются - они тут же теряют силу вплоть до полного прекращения. Грубо говоря можно усилием моментально (по крайней мере за несколько секунд или минут) убрать глубокую печаль, горечь, раздражение и т.д. Я такое делал.
В конечном итоге, когда все виды ощущений, мысли, чувства, звуки, запахи и тонкие ментальные состояния ощущаются в данный момент как "объекты" разворачивающиеся на фоне сознания - в них можно не вовлекаться. Находясь в этом некоторое время - можно ощутить тот самый базовый фон, на котором всё разворачивается. И увидеть, что в нем ничего нет. Даже нас самих. Не говоря уже о страдании, тревогах или проблемах быта этой личности.
Этот фон находится над рассудочной деятельностью и над животным автоматизмом, он всегда там был, есть и будет, он неизменен и не подвержен состояниям и переживаниям. Он постоянен. Это не значит, что мы можем полностью управлять рассудочной деятельность как захотим (потому что все наши поступки взаимозависимы с объективной реальностью), и мы также не сможем управлять нашим животным автоматическим поведением (мы будем отскакивать от опасности и пугаться резких звуков). Однако, мы будем способны осознавать всё, что происходит как то, чем оно является на самом деле, а не то, как нам кажется, что мы думаем или в зависимости в каком состоянии мы находимся.
И это - не очень высокий уровень практики, доступный любому городскому жителю, без ретритов и учителей.
Результат - титаническое уменьшение страданий любого рода в нашей жизни.