Существует ли свобода воли?
Под этим вопросом обычно понимают, детерминированы ли наши действия, или у нас есть выбор. И заморачиваются, будто по молчаливому соглашению промежуточный вариант никого не устраивает, хотя он и есть единственно правильный: наш выбор ограничен, но в рамках этого ограничения есть некоторая свобода, которая частично определяется знаниями о мире и о себе.
Поскольку знания в любом случае ограничены и субъективны, выбор не всегда является оптимальным, что и позволяет утверждать, что какая-то ограниченная свобода воли есть, т.е. выбор может быть случайным и даже неравновесным (подробнее в философии нестабильности. если кому интересно).
(Полный детерминизм опровергается фундаментально принципом Гейзенберга, полный индетерминизм исчезает на макроуровне, заменяясь физическими законами макромира.)
Если посмотреть Википедию, то там вокруг свободы выбора разводят универсальную философию, у которой всегда есть одна и та же проблема: она так или иначе отталкивается от ситуативных аксиом, и соответственно, не может родить универсально-верный вывод. И еще постоянно сползает из крайности в крайность.
Но сейчас у нас есть нормальные нейрофизиологические факты, ими и следует пользоваться для более точного и детального ответа на вопрос о свободе воли, не так ли?
Доктор Бенджамин Либет и его последователи обнаружили, что текущие решения абсолютно точно принимаются не тем отделом/процессом мозга, который можно идентифицировать как сознание. Решение принимается быстро, а осознается через 0.5-10 секунд.
Эксперименты на людях с комиссуротомией (Упомянуты в книге Нибауэра "Нет эго...") итакже показали, что обоснование наших решений не является их причиной, а подбирается из наиболее подходящих.
То есть, момент принятия решения никак не зависит от того, что мы считаем собой и видим как Я внутри себя. И даже обоснование этого решения не является результатом нашего осознанного выбора.
Вместе с тем, мы вполне способны наблюдать, изучать окружающий мир и себя, поступать в каком-то соответствии с этими знаниями, с высокой вероятностью ожидая, что наши действия не приведут к нашей или чужой смерти, быстрой потере капитала, десоциализации.
Обучение и наблюдение как раз-таки происходит в сознании и/или под контролем сознания, и нет оснований сомневаться, что в основном наши реакции и решения адекватны нашему опыту.
Вывод из всего этого напрашивается такой, что в медленным сознании мы производим обучение быстрого бессознательного ума, который уже и реагирует на события. Он не способен на концепции, на умозаключения, зато он срабатывает моментально, обеспечивая адаптивность к быстро меняющемуся миру.
Таким образом, воля - это продукт взаимодействия наблюдения-обучения-опыта и быстрой нейросети, которая весьма условно опирается на этот опыт, смешивая свое-обдуманное, чужое-некритично-усвоенное, какие-то страхи и страстные желания, образ выдуманного Я внутри своего черного ящика принимаемых решений.
Воля - это сложный алгоритм, в котором есть место принципиальной непредсказуемости. Свобода воли, таким образом, не может быть определена, используя крайние позиции универсальной философии, а является результатом работы нашего мозга.