Почему идея личных границ несет в себе страдание

Представим ситуацию: братик 7 лет с улыбкой хрюкает в лицо сестренке 11 лет. Мама говорит ей: Софья, скажи Максиму, что тебе это неприятно.

Вроде на первый взгляд всё нормально: идет обучение отстаивать личные границы и выражать свои чувства.

На второй взгляд всё не так однозначно. Мы видим, что эти двое - близкие люди, и вряд ли маленький мальчик специально обижает свою сестру: не тот возраст, не те обстоятельства. 99% за то, что он просто хочет с ней играть. И в этой ситуации формальное "мне неприятно" направляет их обоих на опасную тропинку.

Мальчик не понимает, что не так. Ему-то не было бы неприятно, если на него похрюкали. Но ему жестко дают понять, что виноват он и сделать с этим что-то должен именно он. "Ок, ей не нравится когда я хрюкаю, но почему? Потому что ей неприятно. Почему? Потому что ты хрюкаешь." В самом деле, он не в состоянии полностью понять ситуацию, ведь само "неприятно" формируется в мыслях другого человека! Её эмоциональная реакция не зашита жёстко в его действиях - это просто цепочка условностей.

> Вопрос от радфем: вы что хотите чтобы она стала терпилой?? (смайл крайнего презрения)
Ответ: это манипуляция через создание ложной альтернативы. Понятие личных границ является производным от психологического комфорта, но он достигается разными путями (причем есть более простые и эффективные). Таким образом, личные границы не есть что-то абсолютно правильное и незаменимое. Пренебрежение ими или несоблюдение, следовательно, совсем не обязательно делает её "терпилой".

На самом деле, почему радфем так бесятся? "Мне неприятно" - слово-ключевик западной популярной психологии для снежинок, она очень жестко согласована с их главным нарративом: есть угнетаемые группы и есть угнетающие. Между ними нет и не может быть переходных состояний, и угнетающие* ни при каких обстоятельствах не заслуживают сочувствия и понимания, тогда как угнетаемые по умолчанию правы. "Мне неприятно" - в психологии снежинок месседж, однозначно определяющий угнетаемого, и любое возражение против него рассматривается как наезд всю категорию угнетаемых, то есть табу. Угнетаемый, в их понимании, должен всячески придерживаться своего образа, и тогда он (как личность и как собирательный образ) становится их дискурсным оружием против "угнетающих", вот это всё.

(Вокизм - это не что-то маргинальное, а современный западный мейнстрим, превративший идеи равенства в инструмент насилия. Тут можно почитать подробнее https://sapojnik.livejournal.com/3714269.html Благодаря вокизму, например, массово применяется кастрация детей без ведома родителей https://www.cnet.com/news/politics/apple-google-other.. )


Если всю это муть убрать, то обнаружим, что девочка, будучи приучена применять "мне неприятно", начинает страдать едва ли не больше мальчика.
1. Она теряет множество возможностей работать над увеличением своего счастья. В практиках осознанности мы обнаруживаем, что страдание вызвано лишь внутренними причинами, а значит, его можно взять и перестать испытывать. Но модус "мне неприятно" выводит страдание за пределы личности и назначает виновным кого-то другого: "ты причина моего страдания, сделай с этим что-нибудь, а я не могу, мне не положено".
2. Она теряет поведенческую гибкость. В описанной ситуации у нее мог бы быть выбор, делающий общение с родным человеком приятным и интересным: перевести в шутку, хрюкнуть в ответ (ну а что неприятного в играх с маленькими детьми по правилам маленьких детей?), подколоть мелкого, перевести стрелки на маму...+10
Но ей искусственно дается только один вариант, уравнивающий близкие отношения с отношениями с посторонним человеком: "мне неприятно" можно сказать хоть пьяному бомжу, хоть незнакомому попутчику, разницы нет. Собственно, в этом и заключается главная задача психологии снежинок: уничтожение богатства межчеловеческих отношений и сведение их к выдуманной борьбе между придуманными угнетенными и угнетающимии.

>Ок, ну а все-таки, если она не сможет сказать "мне не нравится" бомжу-насильнику?
- Даже если скажет, вряд ли это ей поможет. Остальную палитру ситуаций следует разделить на общение с людьми, которые не хотят ей плохого - тут нужно развивать эмпатию и богатство форм реагирования, и с теми, кто имеет цель сделать неприятно - они просто скажут "ну так я этого и хотел".

Можно в красках описать, как бедность реакций и вынос страдания за пределы себя с высокой вероятностью как раз-таки приводит к гендерному расстройству и отправляет ребенка в прогрессивно-общечеловеческую клинику по кастрации. Но все это пока только "у них", а актуальной идеей поста является то, что страдание обусловлено состояниями ума. Только работая с этими состояниями, его и можно прекратить.
(У Буддагосы: Paccaya pariggaha ñana - практикующий осознаёт, что причина наблюдаемых им ментальных и материальных процессов не выходит за пределы самих этих процессов. )
Отшельник, который не понял главного