Почему идея личных границ несет в себе страдание Представим ситуацию: братик 7 лет с улыбкой хрюкает в лицо сестренке 11 лет. Мама говорит ей: Софья, скажи Максиму, что тебе это неприятно.Вроде на первый взгляд всё нормально: идет обучение отстаивать личные границы и выражать свои чувства.На второй взгляд всё не так однозначно. Мы видим, что эти двое - близкие люди, и вряд ли маленький мальчик специально обижает свою сестру: не тот возраст, не те обстоятельства. 99% за то, что он просто хочет с ней играть. И в этой ситуации формальное "мне неприятно" направляет их обоих на опасную тропинку.Мальчик не понимает, что не так. Ему-то не было бы неприятно, если на него похрюкали. Но ему жестко дают понять, что виноват он и сделать с этим что-то должен именно он. "Ок, ей не нравится когда я хрюкаю, но почему? Потому что ей неприятно. Почему? Потому что ты хрюкаешь." В самом деле, он не в состоянии полностью понять ситуацию, ведь само "неприятно" формируется в мыслях другого человека! Её эмоциональная реакция не зашита жёстко в его действиях - это просто цепочка условностей.> Вопрос от радфем: вы что хотите чтобы она стала терпилой?? (смайл крайнего презрения)Ответ: это манипуляция через создание ложной альтернативы. Понятие личных границ является производным от психологического комфорта, но он достигается разными путями (причем есть более простые и эффективные). Таким образом, личные границы не есть что-то абсолютно правильное и незаменимое. Пренебрежение ими или несоблюдение, следовательно, совсем не обязательно делает её "терпилой".На самом деле, почему радфем так бесятся? "Мне неприятно" - слово-ключевик западной популярной психологии для снежинок, она очень жестко согласована с их главным нарративом: есть угнетаемые группы и есть угнетающие. Между ними нет и не может быть переходных состояний, и угнетающие* ни при каких обстоятельствах не заслуживают сочувствия и понимания, тогда как угнетаемые по умолчанию правы. "Мне неприятно" - в психологии снежинок месседж, однозначно определяющий угнетаемого, и любое возражение против него рассматривается как наезд всю категорию угнетаемых, то есть табу. Угнетаемый, в их понимании, должен всячески придерживаться своего образа, и тогда он (как личность и как собирательный образ) становится их дискурсным оружием против "угнетающих", вот это всё.(Вокизм - это не что-то маргинальное, а современный западный мейнстрим, превративший идеи равенства в инструмент насилия. Тут можно почитать подробнее https://sapojnik.livejournal.com/3714269.html Благодаря вокизму, например, массово применяется кастрация детей без ведома родителей https://www.cnet.com/news/politics/apple-google-other.. )Если всю это муть убрать, то обнаружим, что девочка, будучи приучена применять "мне неприятно", начинает страдать едва ли не больше мальчика.1. Она теряет множество возможностей работать над увеличением своего счастья. В практиках осознанности мы обнаруживаем, что страдание вызвано лишь внутренними причинами, а значит, его можно взять и перестать испытывать. Но модус "мне неприятно" выводит страдание за пределы личности и назначает виновным кого-то другого: "ты причина моего страдания, сделай с этим что-нибудь, а я не могу, мне не положено".2. Она теряет поведенческую гибкость. В описанной ситуации у нее мог бы быть выбор, делающий общение с родным человеком приятным и интересным: перевести в шутку, хрюкнуть в ответ (ну а что неприятного в играх с маленькими детьми по правилам маленьких детей?), подколоть мелкого, перевести стрелки на маму...+10Но ей искусственно дается только один вариант, уравнивающий близкие отношения с отношениями с посторонним человеком: "мне неприятно" можно сказать хоть пьяному бомжу, хоть незнакомому попутчику, разницы нет. Собственно, в этом и заключается главная задача психологии снежинок: уничтожение богатства межчеловеческих отношений и сведение их к выдуманной борьбе между придуманными угнетенными и угнетающимии.>Ок, ну а все-таки, если она не сможет сказать "мне не нравится" бомжу-насильнику?- Даже если скажет, вряд ли это ей поможет. Остальную палитру ситуаций следует разделить на общение с людьми, которые не хотят ей плохого - тут нужно развивать эмпатию и богатство форм реагирования, и с теми, кто имеет цель сделать неприятно - они просто скажут "ну так я этого и хотел".Можно в красках описать, как бедность реакций и вынос страдания за пределы себя с высокой вероятностью как раз-таки приводит к гендерному расстройству и отправляет ребенка в прогрессивно-общечеловеческую клинику по кастрации. Но все это пока только "у них", а актуальной идеей поста является то, что страдание обусловлено состояниями ума. Только работая с этими состояниями, его и можно прекратить.(У Буддагосы: Paccaya pariggaha ñana - практикующий осознаёт, что причина наблюдаемых им ментальных и материальных процессов не выходит за пределы самих этих процессов. )Отшельник, который не понял главного