Парадокс воли
Давайте представим такой диалог:
- Человек с сильной волей делает то, что он решил.
- Мой решающий ум выбрал промямлить и слиться. У меня сильная воля?
- Нет, ЧсСВ делает то, что.. эээ что решил ОН, а не его слабовольный ум.
- То есть, мой ум не есть я? Тогда "я" - это часть ума или нет?
- Пойми, вот есть ты и ты решил что-то делать. Если ты это довел до конца, не взирая на трудности, значит у тебя сильная воля. Если ты решил промямлить и слиться по своей воле, значит ты дебил.
- То есть, если человек что-то упорно делает, преодолевая трудности, то он считается умным и волевым? А можно поточнее, где здесь ум и где воля?
- Очевидно же, что ум - это выбрать правильную цель, а воля - достигнуть ее, невзирая на препятствия.
- Значит, воля - это поддержка решений решающего ума? А если умный решающий ум сверился с возможностями воли, прежде чем принимать решение и выбрал промямлить-слиться как вариант, который точно будет поддержан, значит, я умный и волевой человек?
- Нет, ты трусливый и скучный душнила. А волевой человек поступит так, как от него требует мораль и честь.
- То есть воля - это исполнение неких алгоритмов в ущерб другим алгоритмам? Каких? Тех, которые приписываются героям? Воля - это героизм?
- Нет, воля - это просто способность делать то, что решил.
- Вот мы и пришли к тому, с чего начали.
Короче, если вылазит парадокс, значит что-то сильно не так с исходными установками. С волей не так то, что она в широком прочтении предполагает наличие внутреннего человечка (гомункула), управляющего вашими поступками. Был бы человечек, вопросов бы не возникало. Ну а если мы допустим такого человечка, то у него внутри должен быть еще один человечек, который им управляет. И так до бесконечности.
Следовательно, применять термин воля, сила воли нельзя, он некорректен. Вместо него можно пользоваться термином процессы ума. Если рассматривать наши поступки в категориях процессов ума, воля становится абсолютно лишней сущностью, а действие описывается через результат вычисления относительно простых факторов, доступных бессознательному решающему уму.
В узком виде волю определяют как способность преодолевать препятствия (тогда она сводится к тренированности и позитивному настрою, в тч дофаминовому) или как способность не реагировать на быстрые удовольствия в пользу более отдаленных, но более сильных или ценных (см зефирный тест) - тогда это специфическая особенность дофаминовой системы, скорее всего врожденная.