Почему цепляние за Я создает больше всего страдания и как с этим работать
Есть такое когнитивное искажение - когда мы строим образ Я (несуществующего, см рисунок 1), то автоматически проецируем его в неизменном виде в прошлое и будущее.
Требуется усилие, чтобы убедить себя, что Я прошлый был другим, Я будущий тем более будет другим, а после смерти вообще ничего не будет. Без усилий же нам кажется, что мы, по крайней мере, всю будущую биологическую жизнь, будем ощущать себя ровно так же, как сейчас.
Страдание, дукха, результат работы мезокортикальных дофаминовых путей, проецируется как раз на вот это воображаемое Я*. И, пока существует уверенность в неизменном Я, страдание умножается! Ведь кажется, что оно существует не только в текущем моменте, но и непонятно-неограниченно долго!!!
Депрессия демонстрирует дальнейшее развитие этого феномена: больной абсолютно уверен, что каждое его действие сопровождается и будет сопровождаться бесконечным страданием, у него нулевая внутренняя уверенность, что это может быть прекращено.
Поэтому развитие в себе убежденности, что все объекты ума являются переходящими, является одним из ключевых в прекращении страдания (неврозов и депрессий, в том числе). Это нужно делать не только через медитацию осознанности, но и концептуально, мировоззренчески.
Вот случилось с нами что-то неприятное - отмечаем его характеристики в уме (сколько страдания, сколько нежелания, раздражения и т.д.) и каждые несколько минут или часов сравниваем их новые характеристики с предыдущими. Не надо дополнительно убеждать себя, что все пройдет, т.к. может возникнуть возмущение, которое усилит страдание, просто потому, что, например, "эта работа действительно была мечтой моей жизни, а меня с таким позором выгнали".
Надо просто отмечать что характеристики этого процесса ума изменились таким-то образом. Следовательно, через какое-то время они изменятся еще как-то.
То же самое делаем с радостными ожиданиями. ОСОБЕННО с радостными, потому что на фоне пиков радости страдание маскируется, и депрессия подкрадывается незаметно. "Сейчас это предвкушение вызывает у меня экстаз. А как было полчаса назад? Есть разница? А как выглядит страдание, которое маскируется этим предвкушением?".
* - можно отметить, что дофаминовые пути охватывают как думающие-решающие зоны, так и зоны сознания, где живет воображаемое Я, однако собственно страдание, являясь лично-описательным феноменом, определяется только в сознании, т.е. в записи характеристик чувственной реальности, поэтому сказанное остается верным. Все медитаторы, в разных независимых школах, дойдя до определенного этапа постижения, отмечают, что страдание есть отдельный феномен, связанный с объектами ума, но не выходящий за их пределы.
Туду: полностью переписать