С какого возраста и каким образом можно обучать детей медитации и осознанности?
Ответ дает оскароносный и коммерчески успешный мультфильм "Головоломка": с 6 лет. Ну, а, соответственно, лучший возраст для понимания - 11, возраст главной героини.
Если смотреть с позиций нейронауки и счастливой осознанности, то картина прививает* ребенку понимание очень-очень многих неочевидных в обычной жизни моментов.
- Нет какого-то целого Я: наши личности состоят из отдельных субличностей, и нельзя сказать, что какая-то из них является более истинным Я, чем другие. Более того, попытка найти/поверить в истинное Я - разрушительна. В дальнейшем будет проще перевести представление ребенка от идеи эмоциональных субличностей к представлениям о процессах ума.
- Эмоции нужны, не надо от них избавляться, тем более избирательно. Это тоже разрушительно. Не надо давать какой-то из них все рычаги управления. Правильно - дать каждой эмоции комфортные условия для существования и окружить вниманием. Это основа для медитации осознанности на объектах ума. Будучи осознанными, разрушительные эмоции уйдут сами.
- Депрессия - это внутренний процесс. У нее может быть провоцирующий фактор, но сбалансированные и осознанные эмоции на него не поддадутся, а если присутствует заблуждение об обусловленности реакций неизменными эмоциями, то депрессия придет очень быстро.
- Воспоминания могут произвольно менять эмоциональный окрас. Нет такого, что событие в прошлом - это всегда одна и та же эмоция, они не связаны жестко. Более того, воспоминания могут взять и исчезнуть. Не стоит считать их чем-то неизменным и полностью им доверять.
- Искать себя в прошлом - очень плохая идея. Прошлое - это только ваши представления, а не реальность. Обращаясь к своему прошлому, вы меняете его согласно текущему своему состоянию. Вместо того, чтобы найти там радость и уверенность, героиня испортила его печалью, страхом и неуверенностью. И это не случайность - так всегда и будет.
Ну а к медитации можно приучать с появлением первых капризов: в игровой форме ребенок должен обнаружить внутри себя вот эту вот "чопопалу", которая и создает капризность:))
После просмотра мультфильма у вас с ребенком появляется новая игра: расписать внутренние эмоции и процессы ума в связи с каким-то только что произошедшим событием. Какая эмоция доминирует? А какой вроде не должно быть, но она есть? Можешь ее разглядеть внимательнее? Что ее рождает? не событие, а что-то глубоко внутри. Какое побуждение создает каждая из обнаруженных эмоций? А кто из них ты? Это сейчас, а в другой раз? Есть ли невыносимая эмоция? А что такое невыносимость, она похожа на страшный аттракцион типа горок?
* - может и не прививает, но такие вещи, согласитесь, проще объяснить, когда такой мультфильм посмотрен и понравился, чем если б его вообще не было)