Бханга-ньяна: быстрый способ

Наука рулит. Наука всегда рулит.

В буддийской медитации осознанности есть очень важный этап, называется знание возникновения-исчезновения. До него обычно пробираются наощупь, медленно и зигзагами, зато после него, даже если у тебя нет учителя, становится ясно, что и как делать.

У саяджи У Ба Кина и С. Н. Гоенки есть техника, освоение которой гарантированно дает это знание на личном уровне. Это сканирование ощущение на теле, конечным этапом которого является бханга-ньяна, растворение всех ощущений в вибрациях.

Помимо важнейшего инструмента саморазвития, техника также дает способность ранней самодиагностики многих заболеваний и прекращения боли. Можно убрать у себя боль от остеохондроза, фибромиалгии, месячных, мигрени и т. д., хотя это будет уже не так важно из-за разотождествления.

Проблема в том, что классический подход, который даётся на ретритах Гоенки, не очень результативен. Тщательность его объяснения можно сравнить с таким обучением езде на велосипеде: «Сядьте на велосипед. Медленно поднимите левую ногу. Поставьте на педаль. Медленно поднимите правую ногу. Поставьте на педаль. Если вы упали, не испытывайте отвращения. Медленно давите на педаль». И даже если вы приходите со сломанным велосипедом, учитель говорит «Продолжайте давить на педаль».

На первый ретрит я приехал по случайности, и не будучи подготовленным, на голом усердии развил у себя ощущение «чакр» и «меридианов» вместо тонких вибраций. У меня были сомнения в правильности, я пытался уточнить у учителя, но он лишь твердил «продолжайте практику».

Тогда я и занялся поиском. Собрал описания тонких вибраций у разных практиков. Попросил их поделать упражнения в разных обстоятельствах, чтобы убедиться, что это не глюк. Исключил связь с сенсорным гомункулом, потому что приоритетное сканирование пальцев и языка никак не меняло качество практики. Следовательно, эти вибрации были ничем иным как подстроечными ощущениями, которые необходимо научиться воспринимать отдельно от грубых ощущений.

На основании этого модифицировал свою практику. Вместо того чтобы сидеть и тупо сканировать тело, получилось следующее:

  1. Медленное погружение в холодную воду. Части тела, на которых ожидается вода, генерируют очень много подстроечников.
  2. Сканирование в стороны от того места, где тонкие вибрации хорошо ощущаются. Я предположил, что если это подстроечники, то их нейроны располагаются в спинном мозге, стволе и таламусе, а значит, там работает латеральное торможение, которое очевидно не касается подстроечников. И действительно, сканирование от края вибраций при небольшой тренировке показало отличный результат у всех подопытных.

  3. Прыгающее сканирование. Оно описано у Гоенки, но только в продвинутой серии лекций. А надо было с него начинать.
В результате бханга у меня получилась сразу, мощная и с пониманием, что это именно она, без сомнений. У студентов на последнем нашем онлайн-ретрите она тоже получалась без проблем. Заметно быстрее, чем это было бы по классическому методу У Ба Кина (хотя оффлайн-ретриты продолжаю однозначно рекомендовать).

В освоении бханги Гоенка категорически требует, чтобы не было влечения и отвращения. С отвращением понятно — будет тупо не хотеться ничего делать. Но против влечения к приятным ощущениям на ретрите предпринимается очень много мер: нужно постоянно прерывать интересные моменты в сканировании («падать с велосипеда»), возвращаясь к изначальному порядку от головы к ногам, нужно очень много ресурса отдавать борьбе с привязанностями, не очень понимая, что это такое (это не привязанности к любимым — это привязанности к скандхам), ни в коем случае нельзя даже желать наступления бханги!

Я очень старался, но у меня развилась привязанность к «чакрам» и более тонкая привязанность к боязни уснуть во время медитации — эх, как здорово было бы, будь у меня тогда доступ к литературе…

Но позже, когда я понял, как работает дофаминовая система, стало также понятным, как именно страстные желания вызывают страдания, и что именно имеет ввиду Гоенка, говоря, что нельзя хотеть приятных ощущений. Поэтому я таки сформировал у себя желание достичь бханги, но бездофаминовое, без страдания от нехватки, и дело пошло быстро.

Знание дофаминовой мотивации — это больше, чем одно лишь знание Второй благородной истины. Эмпирическое знание превращается в теоретико-эмпирическое, то есть научное, и обретает новую силу.