Причины и лечение депрессии

Нейробиолог Дж. Кабат-Зинн, автор MBSR, пишет, что основная причина депрессии - это неумение отслеживать избыточное страдание, вызываемое какой-то случайной мыслью.

Это мнение связывает реконструктивность и ассоциативность памяти с принципом взаимозависимого возникновения и механизмом работы дофаминовой системы, так что можно считать его наилучшей на данный момент научной гипотезой, выдерживающей серию перекрестных проверок.

Страдание - это простая функция, реализуемая небольшой группой нервных клеток в ответ на радостное предвкушение.

Бывает так, что эти клетки, как и любые другие нейроны, перевозбуждаются и дают слишком мощный импульс в ответ на рядовой стимул. Обычный человек в этот момент думает: "Блин, да что так плохо стало-то? Как же хреново жить!".

Нам кажется, что надо всегда знать причину страдания, поэтому в качестве оной выбирается ближайшая более-менее подходящая мысль, например что у кого-то маленькие зарплаты, или что соседу стало хуже и значит мне станет хуже, или позвоночник болит и это навсегда. Неважно. Важно, что далее эта мысль принимается как причина страдания и под нее строится условный рефлекс, то есть в дальнейшем к случайному перевозбуждению нейронов страдания добавляется вынужденное перевозбуждение от каждой мысли, ошибочно помеченной как вызывающей страдание.

Шаг за шагом, и в какой-то момент уже 99% мыслей начинает вызывать страдание - так развивается депрессия. Отсюда в народе даже возникла поговорка "от многих знаний много печали", вот только она иллюстрирует не причину, а всего лишь наблюдение активной депрессии (даже в некоторых буддийских школах царит мнение, что для счастья надо полностью избавиться от мыслей, но это неверно, как гильотина от перхоти).

Опытный же, не замороченный медитатор, то есть человек с тренированной интроспекцией, может различить импульс повышенного страдания очень быстро после того, как тот прошел. Он отмечает, что мысль была обычной, но импульс оказался неоправданно более сильным, чем ожидалось. Он отмечает, что такое сильное страдание ему не нужно и оно в принципе не обосновано (в дальнейшем он понимает, что страдание не нужно даже вследствие исключительных переживаний, таких, как смерть близких).

Человек в депрессии принимает страдание на свой счёт, он полагает это состояние обоснованным и единственно возможным. Практик випассаны, зная о невозможности существования отдельного Я и рассматривая свой ум как совокупность процессов, способен выделить страдание как отдельный процесс. Как рука отдергивается от горящего угля, так и разум его отторгает ненужное, избыточное страдание. Для него невозможна депрессия, потому что он видит, как она начинается и не дает ей развиться.