Краткий и предвзятый обзор основных направлений буддизма
Буддизм объединяет сотни сильно отличающихся друг от друга школ и мировоззрений. И если база (4 благородные истины) у всех примерно одинаковая, то дальше идут различия, иногда весьма существенные, поэтому если кто хочет глубже забуриться в буддизм, то ему волей-неволей придется выбирать. Ну а чем больше информации из разных источников, тем безусловно лучше выбор.
В процессе забуривания у меня сложилось некоторое свое мнение, отличное от общепринятого. Оно не окончательное и не претендует на истину. Источник - наши буддологи, Лысенко с Торчиновым и Парибоком, другие разные товарищи с интернета и из личных знакомых.
Как вы знаете, базово буддизм делят на -яны (колесницы) - хинаяну, махаяну и ваджраяну. Это не школы, а типа стратегии продвижения к просветлению. В рамках одной школы можно практиковать несколько колесниц, но не всегда.
Всё началось 2500 лет назад с исторически не очень достоверного принца Гаутамы, он же Будда Шакьямуни. Он родил то, что называют "учением Будды" - в основном из собственных откровений, заполнив недостающее из современных для себя воззрений - индуизма, вед. Учение Будды Шакьямуни - предметное, практически-философское, направлено на прекращение страданий. На его основе записан сборник текстов под названием "Палийский канон".
Сейчас это относится к колеснице Буддаяна (Хинаяна), у которой есть единственная большая школа Тхеравада, преобладающая в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Камбодже. Именно из Тхеравады вышел светский буддизм Махаси-саядо, С.Н.Гоенки и пр., поэтому большинство европейских и американских буддистов - это, в принципе, тоже Тхеравада. Схемы практики и этапы продвижения сильно совпадают.
Отличие светского буддизма от тхеравады в основном заключается в уделении максимума внимания медитационной практике и отсутствие монашеских обязанностей.
Махаяна началась примерно через 500 лет после Гаутамы. Её авторы исходили из благих побуждений адаптировать его учение для более широких слоев населения, добавляя элементы локальных верований и собственные интерпретации. В результате получилось множество сект, часть из которых превратилась в школы. В Махаяне очень много школ, в отличие от одной Тхеравады в Хинаяне.
Кстати, -яны придумали в Махаяне: сами себя назвали большой колесницей, а последователей оригинального учения - маленькой. На данным момент Тхеравада насчитывает примерно 150 млн последователей (не считая западных), Махаяна вместе с Дзен - 250, однако без Дзен - менее 100.
Принято писать, что главное отличие Махаяны - желание просветления для всех, тогда как Хинаяна просветляется для себя, но это по факту неправда - все школы так или иначе обучают учеников. На мой текущий взгляд, главное отличие в том, что хинаяна/тхеравада - это довольно строгое преемственное знание с проработанной системой медитаций, тогда как Махаяна - это набор сект и школ.
Махаяну следует рассматривать как очень разнородную группу, в которой грубо выделяются три направления а)школы на базе философии Мадхъямаки (первый автор Нагарджуна), б)школы на базе Йогачары и в)дзен/чань/риндзай. Также начиная с Махаяны в буддийском инфополе появляются дополнительные, божественные будды (Авалокитешвара, Амитабха, Вайрочана и пр.), которые якобы незримо присутствовали при речах оригинального Будды Гаутамы, но услышали что-то своё и тхеравадинам не сказали, но сказали только махаянинам.
Дзен - это самое более-менее среди Махаяны, но его не всегда к ней относят, потому махаяна - как бы не совсем маха-. Странно, у дзен есть что-то общее со школой Гоенки, и студенты последнего неплохо чувствуют себя в дзенских монастырях.
Мадхъямака - это то, что получается если попытаться превратить прикладную философию Гаутамы в универсальную. Философия начинает опираться на саму себя, рождая перлы наподобие таких - "Жизнь рождает жизнь, следовательно жизнь бесконечна" или "Всё имеет причину, значит всё только лишь обусловлено, ааа фатализм, случайности нет, весь мир пустота". Сейчас за такое даже институтский экзамен по философии не примут.
Йогачара - это совсем другое, это солипсизм. Всё существует, но в рамках сознания, а за пределами сознания не существует ничего. Йогачара естественным образом порождает ваджраяну, и начиная с йогачары критические буддисты перестают считать это буддизмом.
Ваджраяна - тантрический буддизм. Медитация шаматха развивает пластичность ума, а если добавить мантры, визуализации божеств и тантрические трансформации, то в пространстве ума можно поселить разных богов, демонов, даже самому стать частью бога. К этому долго и специально готовятся, потому что если ты не в теме, то ты профан и неправильно понимаешь буддизм. Поэтому дальше молчу, молчу:)
Махаянские школы часто практикуют и ваджраяну. Например, какая-то из философий Махаяны даётся для рядовых последователей, а тантрические практики - только для высших лам. Кстати, Далай-лама относится к Ваджраяне, следовательно он не лидер всех буддистов.
Буддийская традиционная сангха России (БТСР) относится к школам Гелуг и Кагью - это Махаяна плюс Ваджраяна. Популярная секта Карма-кагью - это не школа Кагью и это чистая ваджраяна.
Мингьюр ринпоче - тоже ваджраяна, но в его популярных книгах излагается точка зрения, близкая к оригинальному учению Гаутамы.
Джон Куладаса - тхеравада плюс махаяна, тхеравады больше.
Если у автора в имени есть аджан или саядо - это тайский или бирманский представитель тхеравады, без вариантов.
Засим позвольте закончить. Автор тотально неправ и сеет раскол, автору следует молчать в тряпочку, предоставив слово без сомнения более достойным ораторам:)