Отсутствие Я (эго) в экспериментах и на личном опыте

Большинство из нас привыкло жить с заблуждением, называемым «иллюзия наличия Я». Мы твердо уверены в «Я есть», мы полагаем истинными конструкции «я решил», «я сделал». 

Однако, это неверно. Иллюзия Я искажает картину мира и приводит к ухудшению качества жизни, о чем будет рассказано далее. Правильное представление называется Не-Я (пали: анатта), отсутствие Я, задержка сознания. 

Правильным представлением является не  отсутствие вас как личности, а понимание, что в каждый момент времени существует множество процессов ума, совместная работа которых приводит к различным суждениям и действиям, причем все они неподконтрольны вам, сознанию, то есть тому, что принято считать Я, мной. 

Научное доказательство

Свободная воля определяется нашим бессознательным, и только так. Первые эксперименты провел нейробиолог Б. Либет в 1983 году. Они показали, что потенциал готовности (намерение совершить действие) в мозге возникает заметно раньше, чем подопытные обнаруживали его в своем сознании. То есть, получается, что-то решает нажать кнопку до того, как испытуемый сам решает её нажать! 

Эти эксперименты в свое время взорвали общество. Неверные интерпретации породили идеи о том что никакой свободы воли не существует, а ушлые адвокаты в безнадежных случаях стали заявлять «Мой подзащитный не совершал этого преступления, вместо него закон нарушил его мозг!» Сам Либет, не выдержав социального давления, позже отказался от своих выводов и даже перешел из учёных в мистики, заявив, что сознание находится за пределами мозга.

Но наука не стоит на месте, и позже его опыты повторили на функциональном магнитном томографе, с использованием более чёткой методологии (DOI: 10.1038/nn.2112, локальный PDF). Вердикт был однозначным: решение принимается бессознательным умом, очень быстро, тут же начинает исполняться, и несколько позже, с интервалом от одной до нескольких секунд, возбуждаются области, соответствующие сознанию.

Это интерпретируется так: сначала в бессознательном уме сформировалось быстрое решение, включилось действие, и сразу после этого уже в сознание была отправлена отметка «я так решил».

Легко вообразить, что с точки зрения сознания, то есть того, что мы считаем своим «я»,  невозможно понять разницу, было ли решение принято внутри этого «я» или же записалось откуда-то извне с ярлычком «„я“ так решил». Однако, 

Доказательства через личный опыт

Попробуйте в течение 5 минут наблюдать свое дыхание, как воздух входит и выходит через ноздри. Ни на что не отвлекайтесь в течение этих пяти минут, пусть ваше внимание будет полностью поглощено дыханием. 

…1

…2

…3

…4

…5

Итак, вы все-таки отвлеклись, если до этого не было долгой практики концентрации. Кто именно отвлёкся, если вы чётко решили, что не будете отвлекаться? Сработал один из многих процессов ума, скорее всего, вызванный дофаминовой скукой: привлечение внимания к ощущениям на теле, тревогам или сожалениям. 

Еще одно доказательство можно получить через обучение телесным навыкам — танцам, единоборствам или сложному спорту. Пока вы начинаете, движения обрабатываются с участием сознания и получается неуклюже. Постепенно движения обретают скорость и плавность, но если вы попробуете снова их проанализировать, часть неуклюжести вернётся, как в анекдоте про многоножку, которую попросили сказать, с какой ноги она стартует. Значит, для управления телом используются минимум два разных участка мозга, и какой из них является «я», судить сложно или нельзя. 

Буддисты предлагают использовать аналогию с автомобилем. Мотор — это автомобиль? Фары? Кресла? В медитации осознанности обнаруживается, что каждый из процессов ума не является «Я». Изнутри сознания отсутствует эго, тогда как личность видится только глазами других людей.

Иллюзия Я

Почему так важно избавиться от иллюзии Я

Когнитивные искажения — систематические ошибки мышления, которые мешают нам действовать оптимально, угнетают, создают страдание. Иллюзия Я порождает больше всего таких искажений, она, словно черная дыра, объединяет, стягивает и удерживает все эти искажения, но с её прекращением исчезают и они. 

Говоря «Я, моё» мы имеем ввиду не настоящего себя как совокупность психических процессов, а некий условный образ себя, отличающийся как от реального себя, так и от того, каким вас видят окружающие. Например, некий Гоша считает себя талантливым музыкантом и не очень хорошим оратором. Его однокурсники считают его занудой, кроме Тани — Таня думает, что он исключительно талантлив во всём. Все, включая Гошу, неправы.

При этом если Гоша задастся целью найти истинное Я, он ничего найдет — в его уме будут лишь процессы ума, отдельные для сожалений, оценок себя и других, тревог и надежд. Отдельные для зрения, слуха, осязания. И, в соответствии с экспериментами Либета/Хайнеса/Суна, все они порождают те или иные реакции, которые срабатывают до того как попадают в сознание под ярлыком «Я отреагировал». 

Допустим, Гоша, воспитанный в современном западном мировоззрении, продолжит развивать свое иллюзорное Я, как это делает подавляющее большинство. Он будет собирать подтверждения своему мнению о себе, и систематически игнорировать всё, что противоречит — этому способствует несколько искажений мышления, перечисленных по ссылке выше. В результате чем дальше, тем больше представление Гоши о самом себе будет расходиться с реальностью.

Это несоответствие будет рождать все больше и больше страдания. Даже если Гоша сделает что-то хорошее в другой области, он этого не заметит, но неудачи в области «Я» будут хорошо ему заметны и будут негативно окрашивать всё его мыслимое существование — так развивается депрессия. 

В развитии тревожности точно так же виноват механизм иллюзорного «Я»: если присмотреться, тревогу вызывает воображаемое негативное событие, происходящее с иллюзорным «Я», потому что относительно абстрактного человека вместо тревоги будет рациональная мысль, например «Не стоит бояться авиакатастрофы, ведь вероятность, что тебя собьет машина на зебре — в несколько тысяч раз выше, но ты же не боишься». 

Буддисты называют описанный феномен привязанностью к иллюзорному Я. Под привязанностью понимается желание, чтобы мыслимый образ Я оставался неизменным и приятным. Это очень сильное желание, и оно, естественно, рождает одно из самых сильных страданий. 

«Не-Я» — очень важная установка для эффективной практики медитации. Настолько важная, что монахов приучают все речи вести не от лица себя (говорить в таком ключе: вместо «я подумал» — «подумалось» и т. д.) Это внешне поверхностный подход, под которым проходит мощная внутренняя работа, приводящая к снятию существенного пласта бремени страдания.  

Если это первая статья, которую вы читаете об осознанности, у вас скорее всего возникла серия возражений, опирающихся на обширный предыдущий опыт. Это нормально, потому что когнитивные искажения поддерживают друг друга, и значительная их часть группируется вокруг иллюзии Я. Начинайте медитировать на объекты ума, и постепенно иллюзия начнет исчезать. Успехов!