Известно, что уровень счастья в среднем никак или обратно коррелирует со средним уровнем дохода: пока тему не взялись искажать пропагандисты, самые высокие уровни счастья показывали бедные Вьетнам и Коста-Рика.
Вместе с тем, распространено мнение, что надо просто увеличить уровень дохода, и тогда уже будет какое-никакое счастье. Но вот что характерно: все, кто так говорят, не имеют такого дохода, то есть он является для них желаемым, а не состоявшимся. Те же, кто добился, отмечают, что счастье если и выросло, то незначительно, а вот забот прибавилось.
Это вполне укладывается в логику работы дофаминовой системы мотивации, которая занимается только тем, что обманывает обещанием будущей награды. В ее функцию НЕ ВХОДИТ выдача удовольствия после получения желаемого — она просто переключается на новую цель, продолжая обманывать очередной будущей плюшкой .
Может показаться, что если не хотеть денег в будущем, а иметь их сейчас, то это не создаст дофаминовое страдание. Но так тоже не происходит. Профессор Ричард Докинз определил деньги как отложенно- возвращаемый альтруизм. То есть, их ценность-приятность возникает во время траты, а трата уменьшает количество денег, что неприятно:)) Если деньги не тратить, то сами по себе они ничего не дают и их понемногу съедает инфляция. Деньги же на счетах и в инвестициях требуют заботы, беспокойства.
И еще есть такая закономерность, что уровень потребления подтягивается к уровню дохода. То есть, сколько ни зарабатывай, денег всегда будет недостаточно — за это тоже отвечает дофаминовая система.
Получается, деньги не делают счастливым, кроме как на короткий момент в будущем. Впрочем, это вы и так знаете:)
Значит ли это, что их не надо зарабатывать?
С одной стороны, мы видим, что монахи, которые понимают випассану, от денег стабильно отказываются — умея видеть вещи как есть, они видят в деньгах лишь ненужные заботы. То удовольствие, которое способны принести им деньги, ничтожно по сравнению с пити, сукхой, джханами и ниббаной, которые требуют отпускания и невовлечения. Есть серьезные практико-теоретические основания им верить.
Но монахи не заводят семьи, им не нужно содержать жену и детей (вариант тратить деньги на себя серьезно не рассматриваю — это прогиб под дофаминку, тотальный зашквар). Тут, конечно, деньги нужны.
Еще есть такая достойная цель, как работа на благо всех живых людей. Например, развить компанию, которая будет производить полезный продукт, а сотрудники — медитировать вместо других тренингов мотивации.
В общем, если вам нравится зарабатывать и тратить деньги, то зарабатывайте и тратьте, но старайтесь делать так, чтобы оба процесса были приятные в текущем моменте, а не казались таковыми в будущем. Создавайте причины, а не жаждите следствий.
Главное — не откладывать это на будущее «вот сейчас заработаю, а потом будет нормально, можно будет и медитацией заняться» — это тоже дофаминовый зашквар. Счастье приносит (временно) медитация концентрации и (постоянно) взгляд на вещи, который дает медитация осознанности. Если научиться их делать сейчас, то очевидно, процесс зарабатывания денег станет более эффективным и менее напряжным.
Ещё есть расхожий дискурс о минимально достаточном уровне дохода для каждого. Дескать, большинство считает нормальной зарплату в 180тр, из чего подразумевается, что если ты зарабатываешь меньше, то страдаешь пока у тебя нет такой зарплаты. Дискурс выглядит ненатурально, он скорее всего искусственный, внедрялся с целью вызвать недовольство государством, так как мнениям предшествовали кучные публикации.
Очевидно, правильный, добрый подход к подобному — считать текущий доход нормальным и естественным и сосредоточиться на причинах в данном, текущем моменте, позволяющих его увеличить — самообучении (оно может и должно быть приятным и регулярным), саморазвитии, поиску новой работы, переквалификации, изменении отношения к деятельности — если не нравится, понять почему не нравится и создать нейтральное, внимательное отношение.
Вопрос: Я много зарабатываю, мне нравится тратить деньги на рестораны и девушек/шоппинг, у меня есть пекинес для любви и служения, ЧЯДНТ?Ответ: Да пофиг, приходите, когда захандрите.