Випассана по Гоенке (оффлайн-ретриты)

Вкратце, посетить стоит, это абсолютно точно учение Будды, светская школа без мистики, исходящая из тхеравады. Это качественный, проработанный ретрит випассаны, в котором не допускается отклонений от канона, т. е. в любом месте это будет одна и та же техника, один и тот же путь.

Вместе с тем, есть подводные камни, но все их можно избежать. Расскажу, как.

Да, часто говорят, что школа Гоенки — это секта, и у таких слов есть основания. Но дело не в самом учении, а, в том, как к этому относятся ученики и что они себе надумывают.

С. Н. Гоенка — верный ученик Саяджи У Ба Кхина, ученика Сая Тхеджи, ученика Леди Саядо, и все из них относятся к прямой линии последователей оригинального учения Будды в рамках школы Тхеравада.

С. Н. Гоенка что-то излагает в своей неподражаемой манере на фоне автобуса

Как мы уже знаем, эта школа в целом соответствует механизмам работы мозга, поэтому каждый студент получает единообразный, эффективный опыт, т. е. на всех этапах может сказать себе «да, всё так, всё правильно», и нужды в сектах не появляется, в отличие от махаяны с ваджраяной.

Проблема возникла именно из-за излишнего стремления Гоенки к единообразию и формализации. Он всё чётко изложил в лекциях, детально проработал курсы и запретил что-либо менять. Первое время было прекрасно, но постепенно с его учением стало происходить то, что всегда случается с любым догматическим знанием — схоластизация, следование букве в ущерб духу, превращение в секту.

Это происходит прямо сейчас, мы имеем возможность видеть весь процесс, но он далёк от завершения, и ретриты по Гоенке гораздо более полезны, чем опасны. Опасностей там две, одна выдуманная, другая легко обходится, если знать про нее.

Однажды где-то в Америке какая-то дама, страдавшая активной формой запущенной депрессии, обманом и хитростью пробралась на ретрит, после чего покончила с собой. Из этого и только из этого случая происходит растиражированный журналистами мем, что випассана, дескать, провоцирует суицид.

На самом деле, если равномерно перемешать пару сотен суицидников, половину отправить на випассану, а другую предоставить самой себе, то в медитирующей группе и сразу после, и через годы, число покончивших с собой будет значительно меньше. Это много раз исследовали под разными углами и теперь это подтвержденный доказательной медициной факт, благодаря которому, собственно, випассана и рекомендуется как наилучший способ лечения депрессии.

(Не один из лучших, а наилучший. Есть множество исследований)

Вторая опасность происходит от непонимания. Многие старые студенты, оказываются, приходят на ретрит в 5й, 10й, 20й раз и ведут себя как типичные сектанты: кайфуют, радуются, а в обычной жизни их ничего не интересует — они как наркоманы, живут от ретрита до ретрита. На расспросы отвечают непонятными словами типа «неконцептуальное переживание», «всё разворачивается», «ничего не нужно» и т. д.

Это ничто иное как зависимость, привязанность к ритуалу, о котором предупреждает и сам Гоенка, основываясь на словах благ. С. Гаутамы. Вместо того, чтобы формировать у себя понимание дхаммы, такие люди входят в зависимость от окружения: темного зала, медитирующей сангхи, голоса Гоенки. Не они направленным вниманием входят в высокие состояния самадхи и випассаны, а их насильно пробрасывает условным рефлексом. Конечно, если ты не контролируешь приятное, у тебя легко разовьется к нему зависимость.

Чтобы с вами этого не произошло, надо просто развить теоретическое и практическое понимание дхаммы. Для этого следует:

  1. Прочитать книгу Гоенки «Беседы по сатипаттхана-сутте». Там есть вся необходимая инфа, которой нет в лекциях десятидневки. Хорошей идеей будет пронести книгу с собой на ретрит в бумажном виде или на ридере (удалив из него предварительно Толле, Кастанеду и все остальное:)) Щелкающие кнопки заклейте изолентой.)
  2. Самостоятельно медитировать анапану хотя бы 2 недели до ретрита, как говорит Гоенка.
  3. Тащить каждое освоенное состояние с собой из зала дхаммы на обед, на прогулку и в сон. Непрерывность — ключ к эффективной практике! Что-то осознали — удерживаем и пытаемся сохранить или снова войти в него во время еды, пробежки, чистки зубов. А на десятый день — и во время разговоров.

Также, если вы уверены в своих силах, очень рекомендую потратить первый день на износ. Вы все равно не выспитесь, поэтому сидите до невыносимой боли и сверх нее (осознавайте каждый элемент боли и как он меняется). Не пытайтесь поспать днем — ходите овощем, страдайте и осознавайте это. Со второго дня будет гораздо проще и спать, и сидеть, и можно сделать себе послабление. Практика Будды — это вообще не про боль, это про радость.

Кстати, обязательно присутствовать в зале только три часа в день, остальное время можно себе не регламентировать (т.е. расписание — штука условная). Благодаря этому я имел возможность медитировать лежа в кровати по 6 часов непрерывно.

Топ ошибок на ретрите випассаны  и после

  1. Потеря эффекта от практики в течение месяцев после ретрита. Чтобы этого не было, нужно концептуализировать, фиксировать аналитическим умом каждое достижение, и пытаться продолжать достигать его за пределами зала для медитаций. В результате у вас может получиться своя практика, не связанная с сидением — это нормально. Нет нужды возвращаться к Гоенке, освоив то, что он дает.
  2. Принимают тонкую притупленность за состояние распада (бханга-ньяна). «На меня накатило блаженство, часы пролетели как минуты и я ничего не чувствовала» — типичное описание притупленности. Медитация осознанности потому так и называется, что нужно всё осознавать, в том числе и проведенное время. Притупленность нужно уметь преодолевать — как это сделать, лучше всего описано в книге Куладасы «Свет ума». Но и Гоенка тоже всё рассказывает. Настоящей бханге предшествует этап видения возникновения-исчезновения дхамм (объектов ума, связанных с объектами реальности), а ему — четкое разделение на ум и материю.
  3. Принимают тета-ритм за распад (возникновение-исчезновение). Монотонное сидение в темном зале позволяет иногда мозговому ритму сна прорваться в осознавание. Вам кажется, будто вас трясёт и всё вокруг вибрирует (но мышцы не трясутся). Отличие в том, что распад приходит из ума, из осознавания, а тета-ритм — откуда-то изнутри.
  4. Задавая вопрос учителю, ни в коем случае нельзя садиться на кресло рядом с ним!!! Это кресло традиционно предназначено для его жены/мужа.

Что совместимо и что не совместимо с випассаной

(по Гоенке и не только, все это — одна и та же випассана):

В этом легко разобраться, если знать, что разграничительная линия проходит между осознаванием и воображением.

Совместима любая физическая активность, пока вы в состоянии осознавать положение тела, движения и дыхание, без влечения и отвращения, понимая изменчивость, наличие страдания и отсутствие субъекта. Ходьба, йога, бег трусцой, силовые упражнения, цигун, тайчи и т. д. — все это допустимо при выполнении вышеозначенных условий. Насчет бега трусцой и физзарядки существует четкое разрешение в лекциях Гоенки, но тут важная оговорка: старайтесь не смущать других студентов — ваша активность не должна мешать их практике. И сами старайтесь не смущаться:)

Несовместимы с випассаной практики, использующие воображение — потому что вместо того чтобы осознавать то, что есть, вы начинаете воображать то, чего нет, и перестаёте освобождаться от страдания.

Именно поэтому Гоенка выступал категорически против визуализаций и вербализаций: мысленное пение мантр — это воображение. Мандалы, бодхисатвы и тантры — это воображение. Когда в йоге и цигуне у вас появляются «чакры» и «энергоканалы» — это воображение того, чего нет и такая йога и такой цигун категорически несовместимы с випассаной!

(Сами подстроечные ощущения, конечно, есть — нет энергии Е=mс2, меридианов и каналов, за которые их принимают. На продвинутых курсах у Гоенки учат видеть те же самые потоки ощущений, в привязке к дыханию и без, но не строят вокруг них мистического представления)

Почему в сообществах, посвященных Гоенке, такая жесткая цензура?
— это и есть процесс превращения в секту. Ревнители всегда более строги, чем основатели. Пусть они не понимают принципы, но всегда готовы соблюдать букву, причем в сторону большей строгости. На всякий случай.

Почему нельзя обсуждать Гоенку?
— Можно.

Почему учителя на все вопросы отвечают одно и то же — «продолжайте практику, аничча, аничча»?
— Нормальный в принципе ответ. Вас он немного унижает, срабатывает эго и вы его (свое эго) обнаруживаете — анатта. Вы продолжаете практику, наблюдая все что меняется — аничча. Вообще, учителям Гоенки очень строго запрещено общение на большое количество тем, поэтому многие предпочитают отговорки. Также бывает, что учителю на вас пофиг. Поэтому в любом случае пронести с собой книгу Гоенки — хорошее решение:)

Почему за ответом на любой вопрос (не только на ретрите) посылают к учителю?
— Такая традиция. Когда я сам искал ответы, расспрашивал многих старых студентов, но оказалось, что они для объяснений в подавляющем большинстве случаев используют нью-эйджевую муть, а не буддийские источники.

Почему Гоенка игнорирует джханы?
— Один учитель мне по секрету передал, что раньше у Гоенки были джханы, но три его лучших ученика увлеклись переживаниями счастья и предали випассану, из-за чего Гоенка обиделся и полностью исключил джханы из программы. Похоже на притчу, гхм. У вас нет никаких причин не откатываться к оригинальному учению Будды и практиковать джханы. Они — неотъемлемая часть Канона, а Гоенка принадлежит к школе, которая никак не может переиначивать Канон. И еще ходят слухи, что на продвинутых двадцатидневных курсах джханы таки есть. 

Почему запрещена любая сексуальная активность?
— Это, видимо, одно из сектантских нововведений. В оригинале запрещен sexual misconduct, неправильное сексуальное поведение. Гоенка возводит это к Палийскому канону, как и запрет на сон на высоких кроватях. Если анализировать, то придем к тому, что запрещено только приставать к женщине другого человека и также запрещены сексуальные оскорбления (как и любые другие). Все остальное, следовательно, можно, если не смущает других студентов.

Почему там (у Гоенки) говорят: «мы не знаем, как это работает, но это работает»?
— Значит, они действительно не знают. Бывает, гордыня мешает получать новые знания. Бывает, им кажется, что из-за попыток узнать слетит тонкий настрой на практику, но это, конечно же, неправда.

См также: быстрый способ освоить бханга-ньяну