Убеждения и работа с ними
Наши убеждения — это основное, что влияет на нашу жизнь. Есть убеждения, которые делают её приятной и интересной («я достоин счастья», «трудиться — нормально», «я могу ошибаться» и т. д.) и есть убеждения, которые её отравляют («в моих проблемах виноваты другие», «я неудачник», «мир — это борьба пауков в банке»…)
Преимущества нейробуддистского подхода в работе с убеждениями — гарантированность, простота, безопасность, глубина и скорость.
Если разобрать негативные убеждения, обнаружим там три корня: гордыню, гнев и изначальное неведение, то есть глупость. Об этом говорили еще до Будды, и с тех пор в принципе ничего не поменялось.
Некоторые убеждения доступны сознанию, некоторые — скрыты в подсознании. Для доставания последних в одной эзотерической книге предлагается, чтобы специальный «целитель» провел серию ритуалов: сначала помолился, затем попытался загипнотизировать себя и пациента, потом провел очень грубый и неточный ритуал трогания больного — аналог детектора лжи, определяющего, правду ли говорит пациент, затем снова помолился и повелел оставить эти убеждения. Получается аналог кодирования от запоев, который тоже не гарантирует, что проблема прекратится, поскольку никак не меняет ум и мысли пациента.
В КПТ работа с убеждениями ведется, конечно, рациональнее. Сначала психолог беседует с пациентом, выявляя их, затем происходит совместный анализ его убеждений, чтобы клиент осознал их деструктивность (пример http://therapeutic.ru/kognitivnie_techniki/pages/id_225 )
Это работает, но это долго, требует квалификации, плодит гомункулов ложного Я, и главное, редко когда достает подсознательные убеждения. И уж точно никогда не достанет подсознательные аффекты, тяжелые эмоциональные состояния, лишенные смысла, но оказывающие сильное влияние на самоощущение.
Всё это отлично достается через медитацию концентрации-осознанности, самадхи-випассану. Аффекты, в основном, выходят на ретритах, это может быть очень тяжелым переживанием, ну, а подсознательные убеждения достаются пачками и через регулярную получасовую медитацию в обычных условиях.
Для этого не нужно обладать особыми навыками, но на 100% это заработает после того, как вы перейдете на осознанность на уме и объектах ума, научитесь видеть три характеристики в них (изменчивость, страдание, не-Я). Составляющие практики, согласно Канону: мораль->медитация->мудрость, соответственно уровень анализа заблуждений и есть мудрость.
Таким образом, преимущества нейробуддизма в работе с убеждениями, по сравнению с эзотерикой — гарантированность, простота и безопасность, по сравнению с психологией — глубина и скорость.
В медитации проверяете у себя те или иные убеждения («Я заслуживаю счастья. Нет? Почему?» «Считаю ли я, что от меня ничего не зависит? Почему? Могу ли я все же что-то изменить?»). Подробнее про проработки:
https://vk.com/wall-172715633_6459
https://vk.com/wall-172715633_6903
И еще раз, если плохо получается, значит нужно тщательно обдумать и принять Три характеристики — и концептуальным умом и через медитацию, и, конечно, развивать практику випассаны на объектах ума.
См также:
Как страдание вызывается страстным желанием
Изменчивость, Возникновение-исчезновение, взаимозависимое возникновение, ЭЭГ
Отсутствие Я, Анатман и Либет более простым языком