Основные принципы саморазвития через осознанность

Вопрос о смысле жизни не имеет смысла. Мы живем не «для чего-то». Мы живем «потому что». Потому что наши предки выжили и оставили потомство, а чьи-то ещё предки — нет. Причем способов выжить — миллион, и каждый новый улучшает мироздание.

Самый первый наш одноклеточный предок завещал развиваться. Мы в любом случае как-то меняемся в течение жизни — сейчас вы уже не тот человек, который был год назад, и тем более не тот, кто был десять лет назад. Через какое-то время вы станете кем-то ещё. Так пусть этот кто-то будет лучше, чем вы сейчас.

Ресурс для саморазвития

Первая ассоциация, приходящая большинству — где взять силы/энергию/волю на самореализацию? Когда работа отнимает все силы и не дает возможностей для дополнительного образования, дорога длинная, а в семье проблемы. 

Здесь вы узнаете, где найти необходимый ресурс. У нас есть техники работы в потоке и увеличения радости от работы, нормализации отношений с другими людьми, развития противокачеств для работы с гневом, унынием, самообесцениванием. 

У нас нет техник «повышения мотивации», потому что под мотивацией принято понимать некое будущее вознаграждение, морковку перед носом — а это как раз то, чего нельзя делать, ведь дофаминовая система — главный источник бессилия и уныния.  

Сила воли тоже не работает. Нельзя заставить себя что-то сделать вопреки бессознательному решающему уму — вы прекрасно по себе это знаете. Внутреннее сопротивление высасывает энергию, а прокрастинация переключает на разные бесполезные дела вопреки желанию. 

У всего этого в 2010х годах появилось достаточное нейрофизиологическое обоснование, после чего стало ясно, что единственная доступная нам «воля» — это внимательность. Направляя внимание определенным образом на определенные объекты, можно уменьшить страдание, убрать ослабляющие и разрушительные шаблоны реагирования, и таким образом добавить себе энергии, ресурса для саморазвития. Только это и работает. 

— Такая жизнь, такие мы…

Для эффективного саморазвития важно избавиться от искажений мышления. Одно из таких искажений — считать, что наше поведение, наша личность полностью определяется обстоятельствами. Причём это касается только себя; относительно других мы полагаем, что их действия вызваны особенностями их личности: «Если я еду по обочине, то это потому что пробка, а мне очень надо. Если он едет по обочине — то потому, что он мудак». Называется искажение — Фундаментальная ошибка атрибуции. 

В самом деле, чем отличается успешный человек от неуспешного? Родители дали ему хороший старт? Отправили в правильную школу, правильный институт? Да, отправили, и там ему привили правильные навыки мышления. Или не привили — ошибка выжившего заставляет нас игнорировать золотую молодежь, что спилась и снаркоманилась из-за более высокой доступности запрещенных веществ, села в тюрьму или тихо сгнила на диване ввиду легкодоступности разных благ. 

Остальные отличия успешного человека уже связаны с его личными качествами, которые он скорее всего развил в себе сам. Это ориентация на возможности, а не на отговорки, терпение, привычка действовать немедленно, осознанный риск, неиспользование внешней мотивации (да, он не пользуется привязанной спереди морковкой), привычка мечтать и др.

Лучший путь саморазвития

Обучиться знаниям и навыкам несложно. Семья Тепляковых доказала, что ЕГЭ можно сдать в восемь лет, не обладая выдающимся мозгом. Я не считаю правильным такой подход, но с другой стороны школьная система образования чудовищно неэффективна, и нет никаких причин отсиживать одиннадцать лет в школе и потом еще сколько-то много в институте. Это время гораздо лучше посвятить играм и общению, а обучение может и должно быть более эффективным и менее времязатратным. 

Многие утверждают, что после 30/40/50 лет «мозги костенеют» и обучиться новому становится всё труднее. Это неправда, нейроны не теряют способности создавать новые связи. Зато чем старше мы становимся, тем больше начинает играть роль дофаминовое страдание в ответ на идею чему-то научиться. Присмотритесь к себе — вы бросаете новое не потому что не можете, а потому что удовольствие от изучения стало меньше, зато страдания от неудач стало гораздо больше. 

Чего не хватало Алисе Тепляковой? Есть мнение, что умения общаться и некой «личностной зрелости». И это уже не развить обучением, личность действительно должна «созревать», то есть наблюдать мир посредством набора правильных установок. Наблюдать постоянно и  систематически — сначала усвоив, а затем применяя. 

Методы саморазвития через осознанность, которые здесь предлагаются, как раз и касаются понимания и развития в себе таких установок:

  1. Знание страдания. Знание работы своей дофаминовой системы, которая создает страдание в ответ на любое желание. Это совсем не значит, что вы должны выбросить свои желания — это значит, что необходимо перейти от ожидания награды к работе в потоке, когда дофаминовая система не задействована и страдание не возникает.
  2. Знание не-Я даёт понимание правильной мотивации, где взять энергию и ресурс, прекращает прокрастинацию, неуверенность в себе, ненужную лень. Эксперименты Либета-Хайнеса-Суна показали, что решение принимается быстрым бессознательным умом, поэтому ваша задача — развивать опережающую внимательность, вот и всё:) Знание не-Я также одним махом убирает два десятка когнитивных Я-искажений (правда, не сразу) — это по сути мощная прокачка мудрости. 
  3. Развитие противокачеств: усердия против лени, щедрости против скупости, сострадания и любящей доброты против злобы и гнева, деятельного спокойствия против нервных срывов и т. д.
  4. Прекращение депрессии, тревожности, фобий, неврозов и других психологических проблем посредством техники концентрации-осознанности
  5. Специальные техники для работы с экзистенциальным страхом, гневом, болью, скукой

Подробности найдете здесь в статьях, также регулярно проводятся онлайн-семинары. 

С чего начать?

Распространенная ошибка в саморазвитии — считать, что у вас есть выбор между качествами А и качествами Б. На самом деле, выбор стоит между хоть какими-то качествами и вариантом стать диванным брюзгой, причем последний итог наиболее вероятен. Это то, что нужно усвоить в первую очередь.

Жизнь конечна, время на разные дела тоже конечно. У вас нет бесконечного количества попыток, поэтому каждая попытка должна быть правильно осознана, из нее должны быть сделаны выводы, определяющие следующую попытку. Помните, единственная доступная вам воля — это на что обратить своё внимание. Отмечайте работу бессознательного ума, отмечайте страдание. Тренируйте и используйте опережающую осознанность во время обучения и при планировании дальнейших дел.

Неизвестно, каким будет будущее, но можно быть уверенным, что как минимум две вещи из того, что дают наши практики, будут полезны всегда: 

  1. Сопровождение работы опережающим вниманием — не даст психануть, заскучать, разочароваться. Поможет действовать эффективно и мощно. 
  2. Эмпатия, которую развивают техники осознанности, сострадания и любящей доброты — это больше, чем набившие оскомину «навыки успешной коммуникации». Вы действительно будете знать, о чем думают и чего хотят другие люди, и что важнее, вам станет интересно вместе с ними над этим работать! 

Мы вкладываем много ресурсов в саморазвитие, так что техники осознанности в любом случае стоит попробовать. Освоить несложно, а эффекта - вагон.

Туду: хак пирамиды страдания, подтверждение на мемах (возражениях), пара слов для "духовников"

rss